Аннотация:Интересами Российской Федерации продиктована необходимость ее военного присутствия в ряде стратегических регионов мира. После прекращения существования Союза Советских Социалистических Республик (СССР) необходимость взаимодействия в военной сфере, как для Российской Федерации, так и для иных бывших республик СССР, приобретших в конце ХХ века самостоятельность, вызвана рядом особых причин: ростом нестабильности и возникновении ситуаций вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве, переориентации экономической политики на сотрудничество и развитие качественно новых основ интеграции, внешнеполитической заинтересованностью в сохранении сложившихся во времена СССР связей.
Военное присутствие – это элемент военной организации государства и одновременно инструмент внешней политики, призванный обеспечивать национальную безопасность этого государства и его союзников на основе международных договоров и национального законодательства. Одной из форм военного присутствия выступают военные объекты. Их основными функциями являются: демонстрация стратегических интересов государства в том или ином регионе мира; поддержка союзников; обеспечение военной безопасности государства на ближних и дальних подступах к его территории; сдерживание вероятного противника на наиболее опасных направлениях; ведение разведки и обеспечение эффективного управления силами, выполняющими задачи за пределами территории государства; выполнение научно-исследовательских работ; временное использование возможностей объектов инфраструктуры в интересах государства (аренда полигона, аэропорта, космодрома и пр.).
Под военным объектом следует понимать пункты управления, полигоны, узлы связи, склады и другие объекты военного назначения, к которым относятся, например, системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, и которые в силу своего расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в боевые действия и разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих обстоятельствах дает явное военное преимущество. Элементами правового статуса и понятия «военный объект» являются правовые принципы, в соответствии с которыми военные объекты функционируют; привилегии и иммунитеты, которыми они наделяются в целях эффективности их деятельности; а также вопросы юридической ответственности государств.
Такие военные объекты (режимные) как отдельный радиотехнический узел «Барановичи» (Республика Беларусь), высокогорный оптико-электронного узл «Нурек» (Республика Таджикистан) и отдельный радиотехнический узел «Балхаш» (Республика Казахстан) находятся под юрисдикцией Российской Федерации. Недвижимое имущество и земельные участки, на которых расположены объекты, переданы в пользование или собственность Российской Федерации. Основными задачами, которые возложены на Российскую Федерацию в связи с эксплуатацией этих объектов, являются: предоставление на безвозмездной основе информации государствам-участниками Соглашения СНГ по ПВО о ракетно космической обстановке; содействие оснащению военно-техническим имуществом, материальными средствами и специальной аппаратурой пунктов управления войсками ПВО; обеспечение безопасного функционирования объектов. В соответствии с достигнутыми договоренностями Вооруженные силы Российской Федерации в случае агрессии против Республики Беларусь, Республики Таджикистан и Республики Казахстан или возникновения ситуации, угрожающей безопасности, независимости или территориальной целостности этих государств имеют право предпринять конкретные действия по оказанию необходимой помощи, включая военную.
Все военные объекты России предназначены для обеспечения военно-политического и военно-технического сотрудничества, которое она осуществляет исходя из внешнеполитической и экономической целесообразности, задач обеспечения своей военной безопасности и военной безопасности союзников, на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства, с соблюдением интересов международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности. В связи с нарастанием новых вызовов и угроз Россия не может самоустраниться от проблем региональной безопасности, способных оказать влияние также и на ее национальную безопасность, прежде всего в силу географической близости региона. Развитие военно-политического сотрудничества со странами постсоветского пространства будет и дальше оставаться одной из приоритетных задач России.