Аннотация:Ключевые понятия: Э.В.Ильенков, общая психология, психика, мышление, психофизическая проблема, Р.Декарт, Б.Спиноза, предмет деятельности, действие по форме предмета, идеальное (идеальность), Г.Гегель, К.Маркс, орудие, знак, тифлосурдопедагогика.
Цель исследования: критически проанализировать и раскрыть значимые для теоретической психологии аспекты научно-философского творчества Э.В.Ильенкова
Объект и предмет исследования: тексты Э.В.Ильенкова, в том числе опубликованные после его смерти рукописи (объект исследования); предложенное Э.В.Ильенковым решение некоторых фундаментальных общепсихологических проблем (предмет исследования).
Методический инструментарий, использованный в работе: историко-теоретический анализ трудов Э.В.Ильенкова и работ о нем.
Основные выводы по результатам работы: Э.В.Ильенков предложил принципиально новое прочтение Б.Спинозы, позволившее ему окончательно преодолеть психофизическую проблему. Понимание мышления (психики) как способа действия чувственного тела (субъекта) по форме всех прочих чувственных тел (по форме предмета) позволило ему подвести мощный теоретический фундамент под деятельностный подход в психологии. Э.В.Ильенков был первым, кто сформулировал последовательно материалистическое, научное определение понятия идеальности. В контексте ильенковского подхода к проблеме идеального получает новое освещение важнейшая для психологии проблематика орудия и знака. Э.В.Ильенков указал на решающее значение культурного предмета и, прежде всего, культурного орудия человеческой деятельности в процессе формирования у развивающегося ребенка человеческого сознания. Вместе с тем в его психологических воззрениях остались следы не до конца преодоленного картезианства в понимании функционирования тела человека и животных как стимул-реактивных, рефлекторных машин. Аналогично в глубоком материалистическом понимании Э.В.Ильенковым категории идеального также сохранились следы не до конца преодоленного гегельянства, что находилось в противоречии с выдвинутыми им же методологическими принципами.