Аннотация:В современной философии образования одно из наиболее оформившихся направлений (с точки зрения предметной определенности и институциализации) – это использование наследия конкретных философских направлений или философов, принадлежащих к западной философской традиции, при анализе теории и практики образования.
Цель исследования: выявление значения основных идей Гегеля, актуально обсуждаемых в рамках философии образования при анализе современной теории и практики образования. В соответствии с целью в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи: описание тех основных результатов Гегеля (использования понятий Bildung и Sittlichkeit), которые актуально представлены в современном анализе теории и практики образования, и могут быть основанием для теоретического и прикладного моделирования решения проблем образования в современной философии образования; анализ возможностей применения гегелевских теоретических схем при рассмотрении ряда актуальных проблем современной теории и практике образования (проблема соотношения тенденций стандартизации и индивидуализации в образовании; проблема вариативности статусов и изменчивости моделей взаимоотношений субъектов образования в свете установления целей образования; проблема целей и форм образования человека для жизни в гражданском обществе); введение в русскоязычный оборот базовых текстов современной философии образования, посвященных идеям Гегеля в современной теории и практике образования.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
В первой главе «Теория образования по Гегелю: Bildung и Sittlichkeit» при обращении к англоязычным источникам по философии образования, актуально исследующим гегелевское наследие, выявлено, что основанием для моделирования теории и практики образования в них выступает анализ понятий Bildung и Sittlichkeit. Было определено несколько «уровней» используемых Гегелем значений понятия Bildung: образование отдельного человека (Bildung как синоним «воспитания» - Erziehung); глобальный духовный, исторический и метаисторический процесс «образования», мировой процесс как «образование мирового духа (Weltgeist)»; «образование» институтов, языка, образовании права как такового или образовании государственного устройства; как «образование государства» (Staatbildung в «Философии истории» и в «Философии права») и «образовании нации». Также Bildung и Ausbildung употребляется Гегелем по отношению к семье, например, в выражении «die Ausbildung innerhalb ihrer selbst, in Ansehung der Kinder» - «образование в среде их самих (то есть членов семьи, родителей) в смотрении за детьми». Для Гегеля Bildung «имеет дело» с личностью/индивидуальностью/индивидом, а «нравственное мировосприятие» (Sittlichkeit) становится условием для возникновения гражданского общества и государства. В теории образования Гегеля возможно говорить о неразрывной связи между индивидуальным уровнем образования и трактовкой образования как становлением общества и государства.
Во второй главе «Актуальные проблемы теории и практики образования в контексте гегелевских взглядов» был проведен анализ работ современных теоретиков и практиков образования, прямо использующих обращение к гегелевским теоретическим схемам при рассмотрении ряда актуальных проблем философии образования. В данной работе анализ возможностей применения идей Гегеля предпринят в отношении таких проблем как: проблема соотношения тенденций стандартизации и индивидуализации в образовании; проблема вариативности статусов и изменчивости моделей взаимоотношений субъектов образования в свете установления целей образования; цели и формы образования человека для жизни в гражданском обществе.
Выявлено, что современная философия образования при рассмотрении тенденций в развитии образования – стандартизации и индивидуализации - использует гегелевское понимание семьи и государства как некоего органического целого, что позволяет отказаться от рассмотрения этих тенденций как абсолютно противоречащих друг другу.
Описано, как обращаясь к гегелевской «Феноменологии духа», современные исследователи в области философии образования пытаются моделировать образовательный процесс как смену ролей между обучающим и обучающимся, учителем и учеником, трактуя эти роли в рамках гегелевской диалектики Раба и Господина.
Установлено, что актуальная проблема целей и форм образования человека для жизни в гражданском обществе может быть описана в моральном плане в контексте гегелевского понятия Sittlichkeit как матрицы верований и практик, что позволяет зафиксировать роль диалога в образовании как отражение устойчивости и изменчивости общества. В работе подчеркнута значительная актуальность рассмотрения вопросов образования человека для жизни в гражданском обществе, и ее обусловленность рисками политических и социальных конфликтов и возможной негативной актуализацией локальных особенностей функционирования западной образовательной системы.
Дальнейшими задачами в рассмотренных в дипломной работе контекстах актуально обозначить более глубокое и детальное изучение трудов Гегеля, определение границ и условий применения его идей и методологии для анализа более широкого спектра образовательных ситуаций как глобального, так и национального масштабов.