Аннотация:Целью данной работы является выявление коммуникативных инструментов, которые используются для продвижения на российском рынке тренинговых корпоративных образовательных услуг. В соответствии с целью в работе были поставлены и последовательно решены следующие задачи: описание концепции непрерывного образования как стратегии развития рынка образовательных услуг, выяснение необходимости коммуникационного сопровождения концепции; определение особенностей тренинговых корпоративных образовательных услуг с точки зрения специфики их продвижения; выявление специфики целевых групп, значимых для продвижения тренинговых образовательных услуг на российском рынке средствами связей с общественностью; описание инструментов связей с общественностью, их понятие и типология; исследование типичной российской компании, работающей в данном сегменте образовательного рынка, выделение используемых ею инструментов связей с общественностью.
В первой главе «Тренинговые корпоративные образовательные услуги в контексте тенденций развития непрерывного образования» описаны особенностей данного образовательного продукта как одной из форм реализации концепции непрерывного образования с точки зрения специфики коммуникации. В современных условиях задачи корпоративного образования не может быть сведены только к повышению квалификации работников, ключевой задачей является формирование человеческого потенциала. В работе показано, что пиар-сопровождение начинается с формирования лояльного отношения к образованию в течение жизни. Тренинговые корпоративные образовательные программы как практическое воплощение концепции образования в течение жизни требуют постоянного коммуникативного сопровождения. В работе выявлено, что в процессе принятия решения о необходимости и программе проведения тренинга в корпоративной среде участвуют минимум две-три целевых аудитории (как правило). Соответственно требуется анализ средств связей с общественностью, которые могут быть применены для продвижения корпоративных образовательных услуг с учетом разных уровней принятия решений, каждый из которых требует индивидуального подхода и тщательного подбора инструментов. В работе указано, что эффективное продвижение тренинговых мероприятий может быть достигнуто только при одновременном воздействии на все категории целевых аудиторий, задействованных в процессе корпоративного образования. Кроме того, выявлено, что на процесс принятия решения каждой из целевых аудиторий влияет недостаточная развитость российского рынка тренинговых услуг, не позволяющая быть уверенным в качестве предоставляемых услуг, которые предлагают большинство тренинговых провайдеров. Это накладывает определенную специфику. Российский крупный и малый бизнес уже осознал необходимость корпоративного образования, но незрелость предложений рынка привносит дезориентирующий элемент в процесс выбора как тренинговой корпоративной образовательной программы, так и ее провайдера.
Во второй главе «Инструменты связей с общественностью в продвижении тренинговых корпоративных образовательных услуг» были описаны особенности использования инструментов связей с общественностью с учетом специфики целевых групп, значимых для продвижения тренинговых образовательных услуг на российском рынке. В работе под «инструментами связей с общественностью» понимаются средства формирования информационного сообщения, среди основных инструментов PR, применяемых в образовательной сфере, выделены следующие: использование публикаций различного характера, создание и проведение мероприятий, организация выступлений руководства компании, директ-маркетинг и пр. В работе описано, как конкретные инструменты находят практическое воплощение при продвижении тренинговых корпоративных услуг с учетом содержательных и организационных особенностей разных видов тренингов, а так же ситуаций на образовательном рынке.
Для рассмотрения практического использования выявленных в теоретической части дипломного исследования инструментов позиционирования образовательных программ в третьей главе «Российский опыт продвижения корпоративных образовательных услуг средствами пиара (на примере компании Инфобизнес2.ru)» была выбран динамично развивающийся на российском рынке провайдер. В результате анализа эволюции используемых данным провайдером инструментов выявлена тенденция в использовании пиар инструментов в продвижении тренинговых корпоративных образовательных программ: замещение прямой рекламы и агрессивного маркетинга более «экологичными методами PR-сопровождения», которые интегрируются в программу продвижения, продаж и проведения тренинговых мероприятий любого уровня и масштаба и реализуются преимущественно он-лайн и с помощью офф-лайн аналитики. С учетом динамики российского рынка в работе на примере компании Инфобизнес2.ru проанализированы он-лайн методы оценки эффективности продвижения тренинговых программ.
Дальнейшее развитие исследований может быть связано c исследованием особенностей продвижения тренинговых корпоративных образовательных услуг не только в центральном регионе России, но и в других регионах, где корпоративная культура может сильно влиять на приоритеты ЦА; а так же особенностей продвижения при выходе российского провайдера на международный рынок образовательных услуг.