Аннотация:1) Ключевые понятия: автобиографическая память (АП), культурно-деятельностный подход, высшая психическая функция (ВПФ), автобиографическое воспоминание, автоноэзис, самоидентичность, социокультурное средство, фотография, методика «диахронической интеграции личности», параллельная переработка информации, феномен «мгновенного жизненного обзора».
2) Цель исследования: выявить динамику влияния различных технических средств, выступающих в роли культурных орудий опосредствования АП, на изменение параметров процесса автобиографического воспоминания.
3) Методологическая основа исследования: культурно-деятельностная теория Л.С.Выготского-А.Н.Леонтьева, концепция автобиографической памяти как ВПФ В.В.Нурковой, современные культурологические и социологические подходы к пониманию развития информационного общества (Jose Van Dijck, П.Штомпка).
4) Объект исследования – автобиографическая память, опосредствованная различными видами технических устройств.
Предмет исследования – сравнительный анализ характеристик автобиографических воспоминаний в условиях фиксации и воспроизведения мнемического опыта с опорой на различные технические средства (самостоятельно созданные аналоговые и цифровые фотографии, технологию SenseCam, модификацию методики ДИЛ).
5) Диагностический аппарат, методический инструментарий
Метод экспертной оценки, проективный метод (стимульный материал нТАТ Хекхаузена), авторская модификация методики ДИЛ (Нуркова В.В.).
6) Основные выводы по результатам работы
На материале исследования АП показано, что реализация ВПФ определяется объективными свойствами используемого средства, задающими способ мнемической деятельности. Изобретение и внедрение фотографии преобразовало функциональный репертуар АП. Дигитализация исказила статус фотографии как знакового средства работы с автобиографическим материалом. Инновационные фототехнологии (SenseCam) игнорируют роль вербальной репрезентации материала и смыслового принципа его организации в АП. Установлено, что варьирование уровня контроля субъекта над параметрами мнемического средства - фотографиями, закономерно трансформирует процесс запоминания и воспроизведения эпизода. Воспоминания, с опорой на аналоговые фото (низкий уровень контроля), характеризуются развернутой нарративной формой, имеют сюжетную структуру, включают в себя эпизоды, выходящие за конкретный момент съемки. В то время как воспоминания с опорой на цифровую фотографию (высокий уровень контроля) значимо отличаются более высокой эмоциональностью, сокращением объема кодирования дополнительного материала, адресацией к конкретному моменту без актуализации контекста - вместо целостного сюжета события дается описание фотоизображения. При воспроизведении через год с опорой на фотографии рассказы сокращаются; различия воспоминаний, зафиксированные нами сразу после съемки, уменьшаются (вне зависимости от типа фотографии). Трансляция (8-канальная аудиозапись) вербальных «ключей-референтов» воспоминаний, значимых для личной истории, при одновременном их осознавании (после тренинга произвольной регуляции) вызывает манифестацию интегративной функции АП, сходную с переживанием «мгновенного жизненного обзора», что ведет к повышению стремлений к активности и творчеству, переключению к ориентации на собственные ресурсы, повышению эмоционального фона и обращенности к будущему, жизненной перспективе.
Таким образом, данное теоретико-эмпирическое исследование выявило новые тенденции развития АП взрослого в зависимости от способов опосредствования.