Аннотация:В настоящее время наблюдается рост числа инсультов, что связано со многими факторами, такими, как стресс и малоподвижный образ жизни. В результате инсульта часто возникают моторные нарушения, в связи с чем необходима реабилитация. Помимо конвенциональных методик клинической реабилитации, перспективным способом ускорения восстановления пациента являются различные нейрокогнитивные методики, направленные на стимуляцию естественной нейропластичности за счёт выполнения мысленных тренировок. Одной из них являются идеомоторные тренировки, в ходе которых пациенту необходимо мысленно представлять движение, причем для достижения требуемых эффектов такое представление должно быть не визуальным, а кинестетическим, то есть основанном на ощущениях в мышцах и суставах. Это важно для того, чтобы при воображении включалась именно сенсомоторная, а не зрительная кора, что необходимо для реабилитации. Одним из вариантов улучшения таких тренировок является добавление конгруэнтных, то есть, соответствующих представляемому движению, сенсорных стимулов к представлению – например, визуальных или аудиальных. Предполагается, что такие стимулы могут помочь пациенту более четко воспроизвести двигательный образ и сделать представление более ярким и воспроизводимым, что может повысить нейрофизиологическую активацию коры, а следовательно, повысить потенциальные клинические эффекты тренировки. В настоящий момент в литературе отсутствуют однозначные данные о пользе использования конгруэнтных стимулов в идеомоторных тренировках.
Поэтому целью работы было изучение влияния конгруэнтных сенсорных стимулов на представление движений.
Для её достижения были поставлены следующие задачи:
1. Разработать и испытать методику представления движений с конгруэнтными сенсорными стимулами нескольких модальностей.
2. Оценить влияние конгруэнтных сенсорных стимулов на субъективную простоту представления движений испытуемыми.
3. Провести сравнение количественных показателей мю-ритма ЭЭГ при различных модальностях конгруэнтной сенсорной стимуляции и при ее отсутствии.
4. Сравнить динамику мю-ритма при представлении многократных движений в ритмичном и аритмичном режимах.