Аннотация:В ходе проделанной работы была проанализирована психологическая литература, посвященная проблемам изучения различий в умственной деятельности и в познавательных процессах у представителей разных культур.
В силу разделения мнений теоретиков, занимающихся данной проблематикой, вопрос о наличии различий в мыслительных процессах у разных культур и по сей день остается открытым. Посредством проведенного исследования и тщательного анализа полученных данных, мы попытались пролить свет на данную проблему и внести свой вклад в багаж накопленных знаний и исследований в данной сфере. Предположение, изначально выдвинутое нами, и гласившее, что несмотря на наличие культурной специфики в процессах опосредствования, эффективность памяти как ВПФ идентична в различных культурах, нашло подтверждение в результате анализа полученных данных. Так, при сравнении эффективности мнемических процессов у представителей разных культур, было выявлено отсутствие культурно обусловленных различий. Следует также отметить, что данное сравнение проводилось и в аспекте гендерной специфики, что также послужило подтверждением гипотезе, выдвинутой нами.
Межкультурные различия в мнемических процессах наблюдаются в применении средств для запоминания, которые связаны с опытом, ценностями и традициями, имеющимися в данной культуре. При качественной обработке рисунков, выполненных испытуемыми для запоминания вербальных стимулов, наблюдались различия в организации мнемической деятельности и в цветовом предпочтении. Значимые различия в цветовом выборе прослеживались относительно некоторых стимулов, что позволило нам более наглядно представить эмоциональную окраску данного стимула в опыте испытуемых, принадлежащих к различным культурам.