Аннотация:Наиболее востребованным экспериментальным подходом при изучении физиологических механизмов целостного восприятия является применение иллюзии Канизы, состоящей в том, что несколько кружков с вырезанными секторами при определенном расположении могут создавать восприятие квадрата или треугольника, наложенного на целые кружки.
В большом количестве исследований был выявлен так называемый прямой эффект иллюзорного контура, состоящий в более высокой активности мозга в ответ на иллюзорный контур в сравнении с контрольным стимулом – прямой эффект иллюзии. В недавней работе Т.А.Строгановой на детях с помощью ЭЭГ был впервые обнаружен инвертированный эффект иллюзии, проявившийся над затылочными областями коры головного мозга и наблюдавшийся значительно раньше классического прямого эффекта.
В настоящей работе была поставлена задача исследовать динамику активации мозга при предъявлении иллюзорного контура, в частности, выявить инвертированный эффект, проверить связь наличия инвертированного эффекта и размера иллюзорного контура, исследовать участие пространственного внимания в формировании иллюзорного контура.
В настоящей работе впервые на взрослых испытуемых выявлен ранний инвертированный ЭИК во временном интервале 50-100 мс, локализующийся исключительно в левое полушарие. Обнаружение этого эффекта позволяет предположить, что у человека, как и у приматов, присутствует эффект подавления активации клеток зрительной коры при попадании в их рецептивное поле линии, образованной иллюзорной частью контура. Это явление может быть основой механизма передачи информации об иллюзорных линиях из первичных зрительных зон в высокоуровневые зоны обработки зрительной информации.
Описана динамика вовлечения в восприятие иллюзорного контура областей дорсального и вентрального потоков обработки зрительной информации; в частности, показано, что при восприятии целостных стимулов большого размера вовлекаются нижнетеменные и теменно-височные зоны, связанные с пространственным вниманием, что указывает на участие процессов пространственного внимания в формировании целостной фигуры из иллюзорного контура.