Аннотация:Ключевые понятия: японская медиакультура, японская массовая культура, аниме, дорамы, стиль жизни личности, влияние медиа.
Цель исследования:
1. Понять, каким образом японская медиакультура влияет на индивидуальный стиль жизни людей, увлеченных ей. Выявить положительные и отрицательные моменты влияния.
2. Выяснить, существуют ли какие-либо общие предпосылки для увлечения японской медиакультурой. Узнать, в какой жизненной ситуации респонденты находились в тот момент, когда началось их серьезное увлечение.
3. Выяснить, почему наши респонденты выбрали именно японскую медиакультуру, описать ее особенности.
Методологическая основа исследования:
Мы опираемся на культурно-исторический подход Л.С. Выготского, теорию деятельности А.Н. Леонтьева, а также используем понятие индивидуального стиля деятельности Е.А. Климова. Для исследования мы используем качественные методы, такие, как метод полуструктурированного интервью (С.Квале, Н.Бусыгина).
Объект исследования: стиль жизни людей, увлечённых японской медиакультурой.
Предмет исследования: изменения индивидуального стиля жизни личности под влиянием увлечения японской медиакультурой.
Основные методы исследования: Полуструктурированное интервью, принцип тематического движения за респондентом.
Основные выводы:
1. Увлечение японской медиакультурой может оказывать значительное позитивное влияние на стиль жизни личности. В частности, у наших респондентов оно способствовало появлению позитивного самоотношения и пониманию ценности жизни, возрастанию уверенности в себе, улучшению отношения к окружающим людям и миру в целом, появлению внутреннего ресурса и навыков для решения повседневных проблем, возникновению ориентированности на будущее, вело к социализации, открытости в общении, а в некоторых случаях – проявлению лидерских качеств. Респонденты отмечают, что после погружения в японскую медиакультуру, они начали задумываться о том, что думают и чувствуют окружающие и лучше понимать их. Пробуждает японская медиакультура и познавательный интерес, и мотивацию к овладению новыми видами деятельности, такими, как изучение языка, а также разнообразными фанатскими навыками.
2. Во время пика просмотров могут наблюдаться негативные эффекты, такие, как пренебрежение сном и явно выраженный уход от реальности и социальных отношений.
3. Были выявлены вероятные общие предпосылки для увлечения японской медиакультурой – это ранний возраст начала чтения, проблемы в общении со сверстниками и погруженность в миры художественных произведений в школьном возрасте, а также, возможно, знакомство с японской анимацией в детстве.
4. Пик увлечения японской медиакультурой, судя по всему, часто провоцируется возникновением сложных жизненных ситуаций, соединяющих в себе две "линии сложности": смену ведущей деятельности и проблемы личного характера в отношениях со значимыми окружающими людьми. Отличительной особенностью таких жизненных ситуаций было ощущение интеллектуальной и эмоциональной опустошенности, требующей заполнения.
5. Выявлены основные отличительные особенности японской медиакультуры, привлекающие к ней аудиторию, важнейшими из которых можно считать поднятие общечеловеческих и философских проблем в рамках сложного, длительно развивающегося непредсказуемого сюжета, в котором обычно присутствуют жизнеутверждающие мотивы и акцентирование внимания на общечеловеческих ценностях.