Аннотация:Ключевые слова: формирование понятий, косвенное обучение, имплицитная память на лица, семантическое кодирование.
На материале разной сложности продемонстрирован и количественно описан феномен косвенного обучения в процессе формирования искусственных понятий. Показано, что механизм формирования искусственных понятий в ассоциативном эксперименте по схеме косвенного обучения заключается в установлении на основе проб и ошибок общего соответствия двух локальных систем признаков, отображающих множества объектов-знаков и объектов-обозначаемых. Показано, что характер кривых обучения ассоциированных и ни разу не ассоциированных в обучении пар объектов знак–означаемое принципиально сходен, такие знаки приобретают свое значение косвенно благодаря общему соответствию. Показано, что это соответствие достигается путем поворота осей координат одного пространства признаков по отношению к другому, вследствие чего ошибки в пробах по отдельным парам стимулов не случайны, их величина и направление прямо коррелирует с величиной угла поворота пространств в данной пробе и характер изменения ошибок находит отражение в изменении зарегистрированных при каждой проверочной пробе ВП.
В последней части исследования искусственные понятия были сформированы на материале лиц и цветовых стимулов. Оказалось, что предъявляемые в качестве прайма (цвет), оказывают больший эффект, чем релевантные задаче стимулы (лицо с такой же эмоцией), при этом прайминг-эффект на знакомые лица больше, чем на не знакомые.
Полученные результаты в целом соответствуют тем ожиданиям, которые были до эксперимента, и при этом есть направления для дальнейшей работы.