Аннотация:Объём дипломной работы 94 страницы, на которых размещены 4 рисунка и 18 таблиц. При написании диплома использовалось 38 источников.
Ключевые слова: Деловое общение, лидерство, руководство, имидж, пол, гендер, восприятие, социальные представления, гендерные роли, стили руководства, маскулинность, феминность, андрогинность, эффективность руководства.
Цель исследования: проанализировать особенности восприятия молодыми профессионалами мужского и женского стилей руководства.
Объект исследования: мужчины и женщины в возрасте от 22 до 40 лет, имеющие опыт профессиональной деятельности не менее полугода.
Предмет исследования: восприятие молодыми людьми руководителей мужского и женского пола.
Актуальность темы: Роли мужчин и женщин в обществе претерпевают сегодня значительные изменения, поэтому вопросы, связанные с гендерными особенностями в психологии в последнее время являются одними из наиболее обсуждаемых вопросов в обществе. Нельзя не согласиться, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Гендерные стереотипы касаются в основном той роли, которую общество навязывает мужчинам и женщинам в разных сферах жизнедеятельности, одно из направлений – стереотипы профессиональной деятельности. Многие психологи уделяют все больше внимания изучению вопросов, связанных с личностью и деятельностью руководителя. Важными факторами эффективного управления коллективом выступают различные характеристики руководителя. Одной из таких характеристик является восприятие образа руководителя, в рассмотрении так называемого имиджа руководителя. На наш взгляд, это важная тема исследований, поскольку перцептивные процессы сказываются на понимании подчиненными руководителя, а, следовательно, и эффективность их работы.
Теоретическая значимость заключается в том, что восприятие руководителей мужского и женского пола получает массу различных интерпретационных версий и дает новые направления в исследованиях.
Практическая значимость состоит в том, что восприятие в сущности является изменчивой структурой, в связи с этим существует много интересных и нерешенных вопросов.
В качестве метода исследования был использован метод опроса. Анкета включает в себя блоки, направленные на диагностику психологического пола респондентов (опросник С.Бем), на выявление характеристик, приписываемых руководителям разного пола на основе его/её имиджа (стиля), а также на оценку типичных характерисик, присущих руководителю-мужчине и женщине.
Обработка результатов проходила в программе SPSS (PASW Statistics 18) для анализа таблиц сопряженности и критерия χ2, а также для рассчетов критерия Манна-Уитни. Дополнительно в работе использовался Microsoft Office Excel 2010.
В качестве методологической и теоретической базы выступили работы: Андреевой Г.М., Батаршева А.В., Бем С., Весельницкой Е.И., Игли. Э., Карли Л., Клециной И.С., Кричевского Р. Л., Московичи С., Панасюка А.Ю. и других.
Выводы:
• Среди молодых специалистов преобладает андрогинность как характеристика психологического пола.
• Психологический пол респондентов отчасти подтвердил существующее «смещение ролей» – по полученным результатам можно говорить о феминизации мужчин, но нельзя с уверенностью сказать, что происходит маскулинизация женщин.
• Маскулинность/феминность имиджа (стиля) руководителя проявляется в приписываемых ему/ей личностных характеристиках
• мужчины и женщины используют в основном положительные качества, хотя они иногда описывают не качества руководителя, а скорее «внутренние» черты молодого человека или девушки.
• По результатам наших респондентов ни руководитель-мужчина, ни руководитель-женщина не являются эффективными.