Аннотация:Ключевые понятия: автономия личности, женская автономия, гендер, социальные репрезентации, дискурс-анализ, нарратив.
Дипломная работа посвящена анализу репрезентации такого явления как женская автономия. Целью данной работы является выявление особенностей репрезентации женской автономии в художественной литературе и личном опыте молодых девушек.
В качестве теоретической основы исследования в данной работе выступает парадигма социального конструкционизма – социально-психологическая концепция, развиваемая американским психологом К.Гергеном. Понятие автономии личности в частности рассматривается в соответствии с теорией самодетерминации и личностной автономии Э. Деси и Р. Райана.
Объектом исследования выступает репрезентация женской автономии, которая понимается как механизм саморегуляции и самодетерминации личности, реализующийся в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стремления, так и внешние условия жизни человека. Предмет исследования – социально-психологические аспекты репрезентации женской автономии в художественной литературе и личном опыте молодых женщин.
Для проведения исследования использованы методы дискурс-анализа, опроса, а также нарративного интервью, которое было проанализировано на основе схемы В.Лабова.
Основные выводы по результатам работы:
1) Имеются сходные тенденции в репрезентации женской автономии в художественной литературе и личном опыте молодых девушек, однако социокультурные факторы обусловливают специфику данных репрезентаций.
2) Наиболее важными для создания образа автономной женщины являются следующие моменты: способность вступить в конфликт с окружением (явный или скрытый) и наличие у женщины убежденности в своей самодостаточности в отсутствии взаимоотношений, глубинных эмоциональных связей.
3) Дискурс женской автономии, конструируемый в современном обществе, можно считать эффективным. Он взаимодействует с такими дискурсами, как дискурс детско-родительских отношений, дискурс финансового благополучия, дискурс внешности.