Аннотация:В эмпирическом исследовании (дипломная работа по кафедре «Психология личности» факультета психологии МГУ им. Ломоносова) инсайт рассмотрен с ракурса субъективного переживания. Сравниваются первичные эмоции (контактные чувства) в процессе решения занимательных задач-головоломок двумя группами испытуемых: с нормальным уровнем и дефицитом витальности. Для получения эмпирических данных применялись феноменологический метод (А.Джорджи) и вопросы ПЭА А.Лэнгле. Результаты показали, что когнитивное понимание инсайта и его положительного значения для жизни не отличаются у испытуемых обеих групп. Чувство радости и повышение самооценки в случае нахождения правильного решения задачи испытывают все испытуемые. Однако когда задача легко не решается, на этапе предрешения у респондентов с дефицитом витальности отсутствует ощущение азарта, вызова, повышенной концентрации внимания, о которой говорят респонденты с высоким уровнем витальности. Испытуемые с дефицитом витальности отвлекаются на сомнения в выбранном пути решения, решающую роль в процессе и в результате решения играет не переживание жизни как хорошей, а переживание себя, как хорошего или нехорошего.
Все витальные испытуемые отметили положительное влияние инсайта на заряд сил и эмоций; напротив, дефицитарные испытуемые не испытывают переживаний на телесном уровне и в своем большинстве не чувствуют значимости опытов инсайта для переживания жизни как хорошей.