Аннотация:Основная цель исследовательской работы состоит в выявлении особенностей формирования пространственных представлений при помощи CAVE технологии виртуальной реальности. Объектом исследования выступает процесс формирования когнитивных карт пространства; предметом - психологические механизмы, опосредующие формирование когнитивных карт пространства.
Методологической основой исследования выступают теория деятельности А.Н. Леонтьева, когнитивный подход У. Найссера, принцип единства эмоций и когнитивных процессов Л.С. Выготского, смысловая теория мышления О.К. Тихомирова, модель пространственной ориентации Р. Ванга и Е. Спелке.
В работе использовались следующие методы: метод погружения в виртуальную среду, лабораторный эксперимент, собственный метод оценки успешности формирования когнитивных карт, статистический анализ данных.
Были созданы 2 виртуальных лабиринта, состоящих из 12 комнат одинакового размера и с одинаковой текстурой стен и пола. Задачей испытуемых было пройти по лабиринтам, запомнить размеры, а затем отобразить их схему при помощи интерфейс-конструктора. Во втором лабиринте в некоторых комнатах подавались звуки, вызывающие позитивные либо негативные эмоции.
В исследовании приняло участие 37 человек, от 17 до 35 лет, с нормальным, либо скорректированным до нормального зрением и отсутствием нарушений вестибулярного аппарата.
Результаты показали, что при негативных эмоциональных состояниях, возникающих под воздействием пугающих звуков, воспринимаемые размеры комнат уменьшаются, а при положительных эмоциональных состояниях - не меняются. Выяснилось, что участники, выбирающие стратегию осматривания пройденного пути, чаще отображали карты-схемы, что говорит о влиянии данной стратегии на более эффективное формирование структуры пространственной памяти. Были выявлены половые различия, проявляющиеся в том, что: женщины, выбирая стратегию беглого осмотра при прохождении лабиринта, чаще рисуют упрощенные карты-пути; напротив, мужчины, выбирая стратегию более тщательного осмотра, воспроизводят пространство лабиринта при помощи более адекватных карт-схем.
Полученные данные позволили модифицировать модель пространственной ориентации Р. Ванга и Е. Спелке.