Аннотация:Одним из важнейших компонентов познавательных процессов человека является внимание. Нейрофизиология рассматривает данный феномен как самостоятельный психический процесс, который выполняет ряд определенных функций, таких как – контроль, организация поведения и т.д. (Мачинская, 2003).
Очевидно, что в современном мире, который насыщен огромным количеством сенсорной информации и требует высоких темпов работы в системе «человек-компьютер», качество внимания снижается, что ведет к допуску ошибок, зачастую критичных. Подобные реалии формируют запрос к психофизиологии: разработать специальную программу, которая позволила бы человеку-оператору управлять своим функциональным состоянием: концентрировать внимание и мобилизоваться при выполнении текущих задач.
Впервые для формирования произвольного внимания технологии биологической обратной связи (БОС) (Lubar J.F. & Monastra, 2006) использовались на детях с синдромом дефицита внимания, а далее в экспериментах участвовали подростки и взрослые с признаками ослабленных функций внимания (Adler et al., 2014; Hobbs et al., 2007). В отличие от проведенных ранее исследований, нашей задачей стала разработка тренинга для здоровых взрослых респондентов, которые работают с активной зрительной стимуляцией в виде графических интерфейсов на экране компьютера. В связи со столь специфичной задачей при проведении тренинга БОС мы использовали знакомый и используемый в повседневной работе человека-оператора стимульный материал.
Гипотезой исследования выступает положение, что в процессе разработанного тренинга с регуляцией специфических параметров ЭЭГ, испытуемый научается корректировать отдельные звенья системы управления и контроля своим функциональным состоянием. Это функциональное состояние обеспечивает процессы мобилизации внимания, при которых повышается его концентрация, устойчивость и распределение, в связи с чем, эффективность и продолжительность выполняемой деятельности увеличиваются.
Предметом исследования выступает динамика психофизиологических индикаторов произвольного внимания оператора в процессе тренинга с использованием биологической обратной связи.
Объектом исследования является произвольное внимание человека.
Цель исследования: Выявить динамику психофизиологических индикаторов произвольного внимания оператора в процессе тренинга с использованием биологической обратной связи.
В исследовательскую выборку вошли IT-специалисты, занимающиеся аналитикой социальных сетей. В функциональные обязанности которых входит тестирование программного обеспечения, в частности, графических пользовательских интерфейсов, на предмет наличия опечаток, эргономичности расположения кнопок, надписей, корректности заполнения полей форм, а также на соответствие реализации программы функциональным требованиям, а также программистов – разработчиков компьютерных программ и их пользователей. Использовались как психологические методики диагностики внимания, так и психофизиологические методики диагностики параметров мозговой активности, отражающие процессы внимания (мозговые ритмы ЭЭГ в бета, альфа и тета диапазонах, а также их соотношение).
Также были сформулированы следующие задачи:
1. Провести комплексную диагностику внимания каждого из участвующих в исследовании испытуемых психологическими и психофизиологическими методами с целью выявления и фиксации индивидуальных особенностей свойств внимания (распределения, концентрации и устойчивости внимания);
2. Разработать методическую и экспериментальную процедуру диагностики, коррекции и развития свойств внимания с участием используемого в профессиональной деятельности испытуемых визуального стимульного материала;
3. Провести коррекцию свойств внимания методом биологической обратной связи (БОС) и оценить его эффективность по ряду психологических и психофизиологических показателей в сравнении с исходными показателями;
4. Изучить динамику индикаторов ЭЭГ, отражающих модификации мозговых механизмов, задействованных в процессе тренингов на формирование произвольного внимания.
5. Провести анализ полученных результатов. Сделать выводы об эффективности тренинга по психофизиологическим показателям и по психологическим методикам диагностики внимания в каждом конкретном случае и по выборке в целом.