Аннотация:Лояльность потребителей – одно из ключевых понятий современного теоретического маркетинга и общепризнанный фактор обеспечения конкурентных преимуществ бизнеса на практике. Понимание значимости лояльности породило структурные изменения в компаниях, появление специальных отделов, занимающихся отношениями с клиентами, а также набор специальных инструментов, призванных обеспечить устойчивые потребительские предпочтения. Понятию потребительской лояльности и инструментам ее формирования и посвящена данная работа. Автором раскрыты теоретические основы обеспечения потребительской лояльности, даны определения ключевых понятий конкурентоспособности продукции и потребительской лояльности, выделены и охарактеризованы различные виды лояльности, выявлены источники экономического эффекта лояльност, описаны инструменты формирования лояльности и подходы к определению ее уровня.