Аннотация:В начале 1950-х годов высшее образование в Китае было сформировано и закреплено на основе модели высшего образования Советского Союза, в том числе в организации системы образования, модели управления и т.д. Уникальность системы управления школой, развитие образования, а также плановое и организованное обучение талантов являются основными характеристиками высшего образования в Китае и Советском Союзе до 80-х и 90-х годов XX века.
После 80-х и 1990-х годов высшее образование Китая и России вступило в новый период развития, и произошли существенные изменения, наиболее заметными из которых стали ориентированные на рыночную экономику всесторонние реформы системы высшего образования. С момента начала проведения политики «Реформ и открытости» успехи Китая в области образования улучшились, и, по мере постепенного создания и совершенствования рыночной экономической системы, образование было нормализовано и институализировано. В последние годы выдвижение политики «Научно обоснованного развития» является важной возможностью для углубления образовательной реформы.
Соответственно, в 1990-х годах российская политическая система была преобразована из прошлой однопартийной в нынешнюю многопартийную, и российское образование изменилось соответствующим образом: Россия начала воспринимать современную западную образовательную политику и во многом следовать ей. В 2008 году премьер-министр России Путин утвердил программу «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики», в которой отмечалось, что стратегическая цель развития российского образования будет ориентирована на удовлетворение потребностей экономических инноваций и развития и принятие современных моделей образования для обеспечения качественного образования для общества и граждан. Основная идея состоит в том, чтобы предложить новую модель образования; повысить конкурентоспособность университетских исследований; обеспечить расширение среднего профессионального образования; обеспечить практическую применимость базового образования.
Поскольку история образования в Китае и в России совершенно разная, а путь развития отличается друг от друга, это определяет различия и в идеях, на которых строится образование, и в практике осуществления образовательной деятельности в этих двух странах. В данной работе сравниваются и обсуждаются различия между китайским и российским высшим образованием с точки зрения направления развития образования, различия в статусе образования, стратегии реформы образования, основные аспекты реформы образования и общие проблемы в реформе образования. Таким образом, понимание сходства и различий в развитии системы управления высшим образованием в процессе реформы образования между Китаем и Россией может углубить наше понимание реформы структуры управления образованием в Китае и в России и способствует изучению пути развития модернизации образования, которая соответствует ситуации в Китае и в России.