Аннотация:Тему работы Мэн Жоу выбрала самостоятельно, она связана с ее намерением после окончания университета заняться бизнесом, предпринимательством, и нам представилось естественным проработать предпринимательскую ситуацию именно в сфере образования. В качестве поля деятельности был взят вопрос, который затрагивает личные интересы Жоу – овладение китайскими студентами русским языком.
Для того, чтобы, для начала, очертить содержательный аспект проблемы, Жоу провела массовое анкетирование китайских студентов, обучающихся в России и Белоруссии, и обнаружила, с одной стороны, ожидаемый результат – что основные проблемы у них связаны с овладением устной речью, а с другой – не вполне очевидный, состоящий в том, что подготовительные курсы при российских вузах, как правило, мало эффективны, поскольку студенты практически ничего не понимают. Вывод был очевидным: начинать обучение русскому языку нужно в Китае, с опорой на родной язык.
Второй слой изучения ситуации был связан с анализом практики обучения русскому языку. Здесь тоже были зафиксированы как известные вещи (что обучение русскому производится, в основном, в форме «грамматического перевода», то есть письменного перевода с одного языка на другой), в результате обучившиеся получили так называемый «тупой» русский язык, когда человек не может ни сказать, ни понять собеседника. Другой, не совсем очевидный установленный факт, состоял в том, что в современных условиях любое учреждение, обучающее русскому языку в очном формате, нежизнеспособно ввиду отсутствия достаточно массового спроса.
А вот перспективы обучения русской речи онлайн оказались гораздо менее пессимистичными, и в результате была сделана ставка именно на организацию обучения русскому онлайн и были сделаны первичные прикидки как содержательного характера (в части средств и методов обучения), так и в части организационно-управленческого характера (проектирование основных структурных элементов организации и их функций).
В целом автором проведено, на мой взгляд, чрезвычайно содержательное и систематическое исследование предпринимательской ситуации, прояснены перспективы реализации проекта и создана база для работы над магистерской диссертацией.