Аннотация:В современной экономике регулирование рынков осуществляется преимущественно экономическими методами. Особой формой его участия в этом процессе является государственное предпринимательство. На микроуровне государство становится деловым партнером частного бизнеса. Действия экономических агентов государства на рынках материальных благ и услуг подчиняются хозяйственному законодательству. Такое понимание участия государства в экономической жизни сложилось не сразу. Проблема государственного предпринимательства в контексте проблемы государственного регулирования экономики является одной из самых сложных и дискуссионных в экономической теории и практике вопросом. Дж.С. Милль в своем труде «Основы политической экономии» в середине XIX века писал: «Наиболее оживленно обсуждаемым в настоящее время вопросом политической науки и практики государственного управления является вопрос о разумных пределах функций в сфере деятельности правительств; ни один другой вопрос не вызывал в наш век столь жарких споров …». При этом он указывает на то, что этот вопрос не допускает универсального решения и предусматривает два вида вмешательства государства — директивное и рекомендательное. Первое касается предписаний о запретительно-разрешительном характере отдельных производств, а второе — связано с выдачей рекомендаций и предоставление обширной информации или свободы действий в достижении общественной пользы наряду с созданием собственного органа для тех же целей, например, государственной фабрики или почтового ведомства. Характерно, что такой яркий представитель капиталистической политической экономии, приходит к выводу о том, что «частное ведение дела в действительности мало чем отличается от действий государственных чиновников; все, что при частной инициативе может быть выполнено только акционерными компаниями, ... все это может быть также хорошо, а порой и лучше выполнено государством». Автор так поясняет свою мысль: «Несмотря на то, что в поговорку вошла недобросовестность, небрежность и неэффективность ведения дел правительством, тем же страдает и управление акционерных предприятий; у частных директоров, также как и у государственных чиновников, причитающаяся им доля выгоды от хорошего ведения дел не равняется выгоде, какую они могли иметь от плохого ведения». В данном случае Дж.С. Милль соглашается с тем, что проблема экономической неэффективности не определяется исключительно формой собственности предприятия и носит более общий характер.
Приведенные высказывания свидетельствуют о том, что государственное предпринимательство теоретически и практически имеет такое же право на жизнь, как и частное предпринимательство, а вопрос о его эффективности является отдельной проблемой, решение которой во многом зависит от использования государственными агентами адекватных подходов к организации дела. Одним из них на современном этапе технологического развития является маркетинг.
Исходим из предпосылки, что маркетинг присущ любой предпринимательской деятельности, независимо от ее вида, формы собственности предприятия и других особенностей субъекта предпринимательства. Возникает вопрос: можно ли относить к сфере государственного предпринимательства деятельность государственного заказчика или область государственных закупок, что по своей природе является нерыночным механизмом административного управления?
Существуют разные подходы к определению сущности ГП. Традиционный подход заключается в том, что государственное предпринимательство связывают преимущественно с деятельностью государственных предприятий. В качестве основного отличия государственного предпринимательства от частного бизнеса специалисты называют особую мотивацию и социальную направленность миссии субъектов государственного предпринимтаельства, когда прибыль не является основной целью деятельности.