Аннотация:В русском народном творчестве мы встречаем всем известные образы классических антагонистов: Кощей Бессмертный (“Кощей Бессмертный” [….], “Царевна Лягушка” [….], “Марья Моревна” […..] и др.), Баба Яга (“Василиса Прекрасная” [……], “Баба Яга и Заморышек” [……], “Баба Яга” […..], “Ивашко и Ведьма” [……], ”Гуси-лебеди” […..] и др.), Змей Горыныч (“Хрустальная Гора” […….], “Никита Кожемяка” [……], ”Илья Муромец и Змей” […….], “Иван Быкович” [……] и др.). В сказках они зачастую известны своими злодеяниями, стремлением навредить протагонисту (Однако это суждение неоднозначно по отношению к Бабе Яге).
Но последнее время появляется некая тенденция изображать традиционных злодеев русских сказок как героев положительных. С конца XX века вышло в прокат более десятка мультфильмов и фильмов, подтверждающих это культурное переосмысление. Например, в начале XXI века студия “Мельница” создала серию мультфильмов, в которых эти герои несколько или даже кардинально меняют свой фольклорный образ, к примеру Змей Горыныч, который выступает не как страшный Змей, олицетворяющий зло, а как близкий друг и товарищ богатырей [“Добрыня Никитич и Змей Горыныч” (м/ф, 2006)].
Злодеи в современном кинематографе, литературе могут выступать в роли главных героев, что было нетипично для русских народных сказок, их психологический образ становится более богатым, широким, очеловеченным. Это не может ни привлечь внимание. Баба Яга все чаще становится красивой, доброй, мечтательной, Кощей Бессмертный – романтичным, утонченным, чутким, а Змей Горыныч – смешным, дружелюбным, душевным.