ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Данная работа является попыткой в определенной мере восполнить пробел, существующий в отечественной историографии системы образования Царства Польского в 60-70-е гг. XIX в. Критический анализ польской национальной историографии, а также ряда источников, в том числе польского происхождения, позволяет сформировать новый взгляд на данную проблему и тем самым внести вклад в создание объективной картины событий того времени. Той же цели служит соединение в рамках одного исследования анализа законодательной базы и источников личного происхождения, привлечение архивных документов, не введенных ранее в научный оборот. Целью образовательной политики российских властей было воспитание лояльности населения Царства, и необходимым условием для этого было наличие в самосознании этого населения элемента принадлежности к более обширному образованию – Российской империи в целом. Полной гарантией территориальной целостности государства может быть только полная идентичность самосознания (относительно государственной принадлежности) всех граждан. С этой точки зрения политика русификации в Российской империи была напрямую связана с сохранением целостности империи как одного из государственных приоритетов. В целом можно сказать, что к середине 1870-х гг. удалось интегрировать систему образования Царства Польского в общероссийскую. Этот объективный процесс соответствовал все большему проникновению русского языка во все сферы жизни Царства Польского. Русский язык в средних школах Царства открывал перед их выпускниками значительно большие возможности, чем школы времен Велепольского. Огромным практическим преимуществом стала значительно возросшая мобильность в границах империи, новые возможности для обучения в университетах империи. Общеевропейский стандарт обучения, введенный в гимназиях в начале 1870 х гг., позволял гимназистам Царства Польского продолжить обучение также в высших учебных заведениях за рубежом.