ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Научная работа посвящена теоретико-методологическому обоснованию и эмпирической проверке аксиопсихологической модели формирования исследовательского самосознания студентов-психологов, что выступает целью диссертационного исследования. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач: осветить основные теоретические и методологические подходы к решению проблемы формирования самосознания исследователя; выяснить особенности проявления исследовательского самосознания в деятельности академического и практического психолога; определить аксиопсихологические особенности студентов-будущих психологов в структурно-функциональной организации Я-концепции и развитии исследовательского самосознания; обосновать методические рекомендации по оптимизации формирования исследовательского самосознания студентов-психологов и модели ее реализации. Объектом исследования является формирование исследовательского самосознания студентов-будущих психологов, а предметом - субъектно-ценностные факторы формирования исследовательского самосознания студентов-психологов. Научная новизна работы выражается в том, что впервые делается попытка целостного аксиопсихологического моделирования профессионального самосознания будущего психолога-исследователя, обосновываются методические рекомендации по оптимизации субъектно-ценностных механизмов формирования исследовательского самосознания студентов. Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что оно является вкладом в дальнейшее развитие аскиопсихологических студий современной персонологии, аксиопсихологии высшей школы, так как позволяет глубже раскрыть ценностно-субъективные особенности личности будущих психологов-исследователей. Практическая ценность исследования обусловлена возможностью использования его результатов при разработке теоретических и практических курсов, спецкурсов и спец. семинаров, содержание которых связано с теоретико-методологическими проблемами психологии и вопросами реализации себя в научной сфере. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, цель и содержание поставленных в исследовании задач, определяются его объект и предмет, определяются методы исследования, раскрывается новизна, теоретическое значение, а также практическая ценность результатов исследования. В первом разделе, «Теоретико-методологические проблемы психологии аксиогенезиса исследовательского самосознания», подаются теоретические основы, которое является основой для конструирования теоретико-методологической базы рассмотрения заявленной проблемы. Рассматриваются современные концептуальные модели и теоретические основы в изучении самосознания, в частности профессионального, личности ученого учитывая применимость, обобщенность, распространяемость результатов: 1) общенаучный (философские, фундаментальные, междисциплинарные исследования) уровень - К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, К.Уилбер, Э.Гуссерль, Т.А. Денисенко, В.Дильтей, А.Эйнштейн, А.Г. Здравомыслов, В.П. Зинченко, З.С. Карпенко, И.С. Кон, В. Кохан, В.Л. Лекторский, В.А. Лефевр, А.Н. Леонтьев, М. К. Мамардашвили, М. Марчук, С.Л. Рубинштейн, П. Щедровицкий, К. Ясперс 2) конкретно-психологические достижения - Б.С. Братусь, Ш. Бюлер, М.И. Варий, М.С. Гусельцева, Э. Эриксон, В. Залевский, В.В. Иванова, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.П. Матяш, В.А. Петровский, В.А. Роменец, М.В. Савчин, А.А. Симак, В.И. Слободчиков, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, З. Фрейд, А. В. Фурман, В.Д. Шадриков, Ю.М. Швалб, К. Юнг; 3) прикладной уровень - А.Ф. Бондаренко, Ж.П. Вирна, Л.М. Митина, В.А. Моляко, В. Панок, Н.И. Повьякель, Л.Е. Просандеева, Е.Е. Сапогова, Н.Ф. Шевченко, Т.С. Яценко. Приводится категориально-функциональная методологически-прикладная схема синергии исследователя-психолога в ценностной реализации субъекта. Раскрываются аксиогенетические и ситуационные характеристики исследовательского самосознания. Осуществляется деонтологический анализ самоссознательной критики и трансценденции. Во втором разделе, «Аксиопсихологическая интерпретация осуществления эвристической активности в научно-исследовательской деятельности психологов», определяются основные параметры научно-исследовательской деятельности в аксиопсихологическом ракурсе высшего образования (Г.А. Балл, Р. Бернс, И.Д. Бех, Л.И. Божович, В.Л. Бозаджиев, М.И. Борышевский, Ф.Ю. Василюк, Л.С. Выготский, В.П. Голован, М.В. Ермолаева, В. П. Зинченко, И.Б. Карнаухова , Е.А. Климов, С.Д. Максименко, А. Маслоу, К. Радчук, В.В. Рыбак, К.Р. Роджерс, Г. Селье, И.И. Сулима, В.А. Татенко, Т.М. Титаренко). Подвергаются подробному анализу особенности профессионально-онтологического обусловливания нынешней парадигмальной ситуацией специфики сознания исследователя фактов и закономерностей функционирования и развития психического. Определяются возрастно-психологические основания развития студентов-психологов в научно-исследовательской деятельности в ракурсе профессионального освоения действительности и определения своей позиции в ней. Обосновывается историко-биографический подход в изучении исследовательского самосознания. Определяются параметры образования и науки в контексте субъект-субъектного диалога. В третьей главе, «Эмпирическое изучение аксиопсихологических факторов формирования исследовательского самосознания студнетов-психологов», определяется экспериментальная программа диагностирования структурно-функциональной организации Я-концепции будущих исследователей психологов и пути научно-педагогической фасильтации аксиогенезиса студентов. На концептуально-методологических принципах, представленных работами таких исследователей, как А.Ф. Бондаренко, З.С. Карпенко, Дж. Келли, Г.Оллпорт, В.А. Моляко, А.Л. Музыка, В.Ф. Петренко, Н. Чепелева, Ш. Шварц, Н.Ф. Шевченко, О. Шмелев, В.А. Ядов, предлагаются техники психологической работы по изучению и развитию аксиосферы личности студента в рамках его научно-эвристической креативности в сфере психических явлений. В выводах обобщаются результаты исследования, определяются пути и перспективы дальнейшего углубленного изучения данной проблемы. В списке использованной литературы приводится список теоретически проработанных источников. В приложениях содержатся необходимые схемы, графики, результаты статистической обработки данных.