ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Актуальность диссертационной работы обусловлена необходимостью совершенствования механизмов взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД в связи с ростом объёмов международной торговли, вступлением Российской Федерации в ВТО, развитием Таможенного союза, развитием проекта Единого экономического пространства и внедрением современных методов работы в деятельность таможенных органов и участников ВЭД. Актуальным является внедрение современных механизмов взаимодействия, позволяющих снизить временные и финансовые издержки участников ВЭД и улучшить их взаимодействие с таможенными органами. Объектом исследования является взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД в процессе выполнения таможенных процедур, сопровождающееся в настоящее время высоким уровнем экономических издержек участников ВЭД. Целью исследования является снижение экономических издержек участников ВЭД, посредством использования услуг транспортно-логистического коммерческого предприятия. Предметом исследования является механизм управления взаимодействием таможенных органов с участниками ВЭД, основанный на использовании услуг транспортно-логистического коммерческого предприятия в процессе проведения таможенных процедур. Задача исследования заключается в формировании предложений по созданию комплексного механизма управления взаимодействием таможенных органов с участниками ВЭД, отличающегося от существующих более высокой экономической эффективностью, обусловленной снижением временных и финансовых издержек, реализуемого на базе нового субъекта ВЭД – транспортно-логистической компании (далее ТЛК), выступающей посредником между таможенными органами и фактическим покупателем (продавцом) импортируемого (экспортируемого) товара при проведении таможенных процедур. Частными задачами диссертационной работы являются: - анализ затрат и состояния документооборота в процессе взаимодействия таможенных органов с субъектами ВЭД при использовании существующих механизмов взаимодействия; - разработка комплексного механизма управления взаимодействием таможенных органов с участниками ВЭД; - разработка предложений по внедрению и использованию комплексного механизма управления взаимодействием таможенными органами и участниками ВЭД. Состояние научной проработанности темы диссертационной работы. Теоретическую базу исследований составили труды российских и зарубежных ученых экономистов, в числе которых Маркс К. и Друкер П. Концептуальные основы гармонизации и упрощения таможенных процедур для участников ВЭД раскрыты трудах ученых Поповой Л.А., Данильцева А.В., Тихонова Д.П., Цвиринько И.А., Чалых Ю.Н., Шамахова В.А. Методы планирования и прогнозирования внешнеэкономической и таможенной деятельности исследованы в трудах ученых: Трофимова В.В., Макрусева В.В., Барамзина С.В., Новикова В.Е., Букатовой И.Л., Купринова Э.П., Громенко О.А., а также в ряде диссертационных исследований аспирантов Российской таможенной академии. Вместе с тем, в данных работах, отсутствует решение задачи по снижению издержек участников ВЭД в процессе их взаимодействия с таможенными органами и между собой. Ограничения и допущения, принятые в исследовании: - функционирование таможенных органов осуществляется на существующей нормативно-правовой и существующей организационно-функциональной основе - совершенствование взаимодействия в сфере ВЭД осуществляется посредством реорганизации только участников ВЭД и их деятельности; - транспортно-логистическая компания является субъектом малого или среднего бизнеса и использует для международных перевозок автомобильный транспорт. Научная новизна представленного диссертационного исследования заключается в разработке комплексного механизма управления взаимодействием таможенных органов и участников ВЭД, на основе включения в систему управления взаимодействием нового субъекта ВЭД – транспортно-логистической компании. Включение в механизм управления взаимодействием транспортно-логистической компании, позволяет группировать объекты внешней торговли и консолидировать интересы участников ВЭД, обеспечивая тем самым сокращение издержек операции ВЭД. Теоретическое значение результатов исследования заключается в том, что предложенный методический подход позволяет в конкретных условиях и обстановке формировать предложения по совершенствованию взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, для таможенных органов и сферы ВЭД в целом. Прикладное значение результатов исследования заключается в том, что их практическое применение позволяет существенно снизить издержки участников ВЭД в процессе перемещения товаров через таможенную границу при соблюдении требований установленных таможенным законодательством Российской Федерации. Научные методы, используемые в диссертационной работе: системный подход, системный анализ, общенаучные методы исследования, экономический анализ, функционально-стоимостной анализ, исследование операций. Результаты, выносимые на защиту: 1. Результаты анализа затрат субъектов ВЭД и состояния документооборота при использовании существующих механизмов взаимодействия с таможенными органами и обоснование требований по улучшению экономической эффективности субъектов ВЭД; 2. Комплексный механизм управления взаимодействием таможенных органов с субъектами ВЭД, обоснованный моделированием и модификацией деятельности субъектов ВЭД, базирующийся на принципах централизации и консолидации объектов таможенного оформления и контроля транспортно-логистической компанией; 3. Рекомендации по внедрению и использованию комплексного механизма управления взаимодействием в практическую деятельность таможенных органов и субъектов ВЭД.