ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Цель исследования - выявить компоненты профессиональной подготовки журналистов, которые могут рассматриваться как одна из групп факторов, влияющих на повышение финансовой грамотности населения. Объект исследования. Профессиональная подготовка студентов, обучающихся по направлению 42.03.02 «Журналистика», к работе с информацией, потенциально влияющей на уровень финансовой грамотности населения. Предмет исследования. Учебные планы направления 42.03.02 «Журналистика» и рабочие программы дисциплин, формирующих знания, умения и навыки, необходимые для создания журналистских материалов финансово-экономической тематики в рамках профессиональной деятельности для массовой аудитории. Методологическая база, методика и эмпирический материал исследования. В процессе подготовки диссертации был проведен количественный контент-анализ 142 действующих учебных планов по направлению 42.03.02 «Журналистика» государственных и коммерческих вузов РФ, где на момент проведения исследования студенты дневного отделения могли получить образование по соответствующему направлению подготовки. Итоговая выборка сплошная. Выбранный метод позволил проанализировать учебные планы вузов, которые вошли в генеральную совокупность, на предмет выявления дисциплин, формирующих у журналистов знания, умения и навыки, необходимые для работы с финансово-экономической информацией. Также были определены объем часов и место дисциплин в учебных планах. В процессе подготовки диссертации также были проведены экспертные интервью с редакторами экономических отделов 9 общественно-политических изданий, в том числе с углубленным деловым блоком. Теоретические и практические результаты и их новизна. В данной диссертации впервые в российских исследованиях СМИ и журналистики проведен анализ образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» с целью определить, при помощи каких дисциплин формируются знания, умения и навыки работы с материалами финансово-экономической тематики у современных журналистов – выпускников отечественных вузов, и достаточно ли данного набора дисциплин для осуществления деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения. В диссертации также впервые целенаправленно выявляются и классифицируются причины сложностей, с которыми сталкиваются практикующие журналисты при работе с материалами финансово-экономической тематики в профессиональной деятельности, а также предлагаются решения выявленной проблемы неспособности выпускников к выполнению задачи повышения финансовой грамотности населения в рамках профессиональной деятельности. Степень и эффективность внедрения. Основные положения диссертации отражены в пяти статьях, одна из которых опубликована в издании, входящем в базу Scopus, одна в издании, входящем в базу RSCI Web of Science. Еще три статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета Московского университета. Область применения. Результаты исследования могут выступать в качестве инструмента повышения эффективности реализации государственных программ повышения финансовой грамотности населения РФ, в каждой из которых прописано участие СМИ, но отсутствуют конкретные рекомендации по осуществлению их деятельности. Кроме того, данная работа призвана обратить внимание на то, что на сегодняшний день в области образования журналистов существует дисциплина, включение которой в перечень общепрофессиональных дисциплин, обязательных к освоению студентами, обучающимся по направлению бакалавриата 42.03.02 «Журналистика», позволит «вооружить» будущих специалистов знаниями, умениями и навыками, необходимыми не только для нормальной организации собственной финансово-экономической жизнедеятельности, но и для профессиональной деятельности, подразумевающей адекватное и эффективное участие в повышении финансовой грамотности населения страны. Таким образом, предлагаемая в диссертации инициатива может стать отправной точкой к повышению эффективности деятельности СМИ по повышению финансовой грамотности населения.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Заключение диссертационного совета по диссертации | Zaklyuchenie_Dis.soveta_18.10.2019g._Vihrova_O.Yu..pdf | 1,8 МБ | 1 ноября 2019 | |
2. | Отзыв на автореферат | Dop.otzyiv_na_avtoref_Shevtsov_N.V..pdf | 979,0 КБ | 10 октября 2019 | |
3. | Отзыв официального оппонента | Otzyiv_ofits.opponenta_Shesterkina_L.P..pdf | 2,0 МБ | 10 октября 2019 | |
4. | Отзыв на автореферат | Dop.otzyiv_na_avtoref_Shilina_M.G..pdf | 1,2 МБ | 10 октября 2019 | |
5. | Отзыв официального оппонента | Otzyiv_ofits.opponenta_Frolova_T.I..pdf | 2,1 МБ | 10 октября 2019 | |
6. | Отзыв официального оппонента | Otzyiv_ofits.opponenta_Chernov_A.V..pdf | 4,7 МБ | 10 октября 2019 | |
7. | Сведения об официальных оппонентах, включая публикации | Svedeniya_ob_ofitsialnyih_opponentah_Vihrova.pdf | 1,3 МБ | 16 сентября 2019 | |
8. | Решение дисс.совета о приеме/отказе к защите | Protokol_o_priyome_dissertatsii_k_zaschite_Vihrova.pdf | 354,8 КБ | 12 сентября 2019 | |
9. | Отзыв научного руководителя/консультанта | Otzyiv_nauchnogo_rukovoditelya_Vartanova_E.L..pdf | 1,4 МБ | 12 сентября 2019 | |
10. | Сведения о научном руководителе | Svedeniya_o_nauchnom_rukovoditele_Vartanova_E.L..pdf | 2,1 МБ | 12 сентября 2019 | |
11. | Автореферат | Avtoreferat_Vihrova_O.Yu..pdf | 392,8 КБ | 12 сентября 2019 | |
12. | Полный текст диссертации | Dissertatsiya_Vihrova_O.Yu..pdf | 3,8 МБ | 12 сентября 2019 | |
13. | Отзыв на автореферат | Dop.otzyiv_na_avtoref_Berezovoj_A.S..pdf | 766,2 КБ | 11 октября 2019 |