ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Теоретическая и практическая значимость поликультурного образования для современной педагогической науки, отсутствие системных исследований по сравнительному изучению опыта США и России в этой области определили тему диссертационной работы: «Сравнительный анализ развития поликультурного образования в школах США и России в конце XX – начале XXI века». Проблема исследования заключается в выявлении позитивного потенциала поликультурного образования для формирования у школьников готовности к продуктивной жизнедеятельности в многокультурном мире. Цель исследования: на основе сравнительного анализа выявить и охарактеризовать позитивный потенциал развития поликультурного образования в школах США и России для формирования у российских школьников готовности к продуктивной жизнедеятельности в современном многокультурном мире. Объект исследования: поликультурное образование как компонент общего школьного образования в США и России. Предмет исследования: теоретические концепции и практический опыт поликультурного образования в американских и российских общеобразовательных учреждениях в конце XX- начале XXI вв. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что сравнительный анализ проблем поликультурного образования в школах США и России повысит качество подготовки школьников к жизни в многокультурном обществе, если: поликультурное образование рассматривается как часть общей педагогической системы; четко определены параметры сравнительного исследования поликультурного образования, позволяющие выявить общее и особенное в исследуемой проблеме; на основе сходных и отличительных признаков, раскрывающих достижения ученых и педагогов-практиков, уточнены перспективные направления развития поликультурного образования в российской школе. Задачи исследования: - определить теоретический потенциал бинарного сравнительного исследования в изучении проблем поликультурного образования; - выявить общее и особенное в концепциях американских и российских специалистов по поликультурному образованию; - охарактеризовать социально-педагогические условия успешной реализации идей поликультурного образования в школьной практике США и России; - на основе сравнительного анализа определить перспективные направления развития поликультурного образования в российской школе. Методологическую основу исследования составили следующие положения: диалектическая взаимосвязь исторического и современного, объективного и субъективного, общего и особенного; обусловленность педагогической теории и практики историческими, экономическими, политическими, социокультурными факторами развития общества; целостность изучения педагогических фактов, явлений, процессов; гуманистический, культурологический, системный, аксиологический, компетентностный подходы.