ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В диссертации рассматриваются особенности влияния социальных медиа на различные аспекты избирательного процесса современной России. Объектом диссертационного исследования выступает избирательный процесс как совокупность целерациональных интеракций его субъектов. Предметом исследования являются особенности влияния социальных медиа на динамику избирательного процесса, изменение состояния элементов избирательного процесса. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы определить место и роль социальных медиа в современном избирательном процессе, их влияние на его динамику. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: 1.рассмотреть эволюцию подходов к электоральным исследованиям и анализ предметных полей этих подходов; 2.выявить сущностные характеристики избирательного процесса с последующим уточнением понятий «избирательный процесс» «динамика избирательного процесса», «субъект избирательного процесса»; 3.сформулировать модель, описывающую основные формы проявления динамики избирательного процесса, связанные с деятельностью его субъектов; 4.проанализировать структуру информационного пространства избирательного процесса современной России, определяющую особенности использования социальных медиа в отечественных избирательных кампаниях; 5.проанализировать деятельность, определить специфические задачи и практики использования социальных медиа субъектами отечественного избирательного процесса; 6.выявить тенденции использования социальных медиа субъектами избирательного процесса, определить специфические особенности динамики избирательного процесса современной России с последующим анализом потенциальных изменений электорального пространства. Диссертационное исследование осуществлено в предметном поле политической науки с использованием политологической методологии. Однако, наряду с методами и подходами политической науки, были учтены достижения и ряда других научных направлений, включая социологию, юридическую науку, коммуникативистику. Для описания содержания избирательного процесса, выявления его элементов и структурных взаимосвязей были использованы системный и структурно-функциональный подходы, а также метод системной динамики. Системная методология также была использована для определения понятия и описания содержания информационного пространства избирательного процесса. Для определения роли социальных медиа в системе электоральных интеракций мы опирались на неоинституциональную методологию. Кроме того, в диссертации были использованы сравнительный анализ и контент-анализ содержания коммуникативных сигналов субъектов избирательного процесса, анализ нормативных документов, регулирующих избирательные процедуры, а также данных электоральной статистики. Научная новизна исследования определяется следующими результатами: •Уточняется категория «избирательный процесс» как система целерациональных взаимодействий субъектов. Элементами данной системы являются сами субъекты и их интеракции, электоральное пространство, аналитически представленное как три взаимопроникающих измерения электоральных взаимодействий: физическое, социальное и информационное. В круг субъектов впервые предложено ввести внешних по отношению к политической системе акторов, потенциально имеющих возможности вмешаться в избирательный процесс и повлиять на его течение. •Проведен концептуальный анализ понятия «динамика избирательного процесса», определены формы и уровни проявления динамики избирательного процесса и разработан инструментарий для фундаментального и прикладного анализа; •Предложена структура информационного пространства избирательного процесса, выявлена совокупность материальной информационной инфраструктуры выборов и определены возможные коммуникативные интеракции его субъектов; •Проанализирован опыт отечественных избирательных кампаний и выявлены особенности использования социальных медиа всеми субъектами отечественного избирательного процесса; •Выявлены и проанализированы специфические задачи субъектов избирательного процесса, для решения которых используются социальные медиа. Описаны основные формы и конкретные технологии использования социальных медиа для решения данных задач субъектов. •Выявлены тенденции трансформаций практик использования социальных медиа субъектами избирательного процесса, описаны специфические особенности динамики избирательного процесса современной России, сделаны выводы о контурах складывающегося электорального пространства.