ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Цель исследования – раскрыть содержание и специфику развития креативности современного российского студенчества в процессе получения высшего образования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы авторов, разрабатывающих понятия творчества и креативности с позиций структурно-функционального, деятельностного, системного подходов. Научная новизна диссертационного исследования и положения, выносимые на защиту, заключаются в теоретических и прикладных результатах исследования: 1.Уточнено понятие креативности как творческой способности создавать и реализовывать новые идеи и продукты. Характерными чертами креативности являются готовность к созданию принципиально нового с целью решения определенных задач, проблем; способность к анализу, синтезу при принятии решений; оригинальность и быстрота мышления; открытость новому опыту; способность прогнозировать, проектировать и планировать. 2.Определено, что необходимость развития креативности студенчества обусловлена возросшей значимостью человеческого капитала в современном мире. Наиболее востребованными качествами становятся способности к продуцированию новых знаний, новых подходов к решению профессиональных и общественных задач; самообучению и самоорганизации; синтезу, анализу информации, прогнозированию, что обуславливает необходимость инвестиций в человеческий капитал студентов как будущих профессионалов. 3.Показано, что развитие креативности студенчества осуществляется в рамках мероприятий, проводимых общественными организациями и государственными структурами для молодежи в целом. Однако степень участия студентов в таких мероприятиях составляет не более 10-12% от общего числа студентов в России. 4.Представлена авторская модель развития креативности студентов в процессе обучения в вузе, состоящая из трех взаимосвязанных уровней: личностного, процессуального, средового. На личностном уровне целью является развитие способности продуцировать разнообразные оригинальные идеи и стратегии, формирование навыков самостоятельной и групповой работы, принятия решений и воспитание активной жизненной позиции. На процессуальном уровне целью является развитие навыков работы с материалами, механизмами, информационно-коммуникационными технологиями, навыков сотрудничества, поиска новых, оригинальных решений проблем, работы с информацией, способности к самообразованию, прогнозированию, проектированию и планированию. На средовом уровне целью является развитие у студентов способностей к коммуникации, жизни в открытом информационном пространстве, реализации творческого потенциала, самостоятельности, способности к социальной мобильности, стремления к непрерывному образованию. 5.Определено, что в процессе обучения в вузе на развитие креативности студенчества наибольшее влияние оказывает уровень организации и степень вовлеченности студентов в научно-исследовательскую работу, учебную и производственную практику, применение в учебном процессе интерактивных, практических форм занятий, преподавательский коллектив, внеучебная деятельность.