![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Цель исследования - изучение структуры Я-концепции ребенка старшего дошкольного возраста и особенностей ее отдельных компонентов и выявление их взаимосвязи со спецификой внутрисемейных: супружеских и родительско-детских отношений. Предмет исследования - взаимосвязь уровня развития различных компонентов Я-концепции у старшего дошкольника и особенностей внутрисемейных отношений. Объект исследования - семья как малая социальная группа; ребенок, мать и отец как субъекты психического взаимодействия; ребенок, мать и отец как субъекты самосознания. Методологическая основа исследования - концепции Л.С.Выготского о социальной ситуации развития как важнейшем условии социокультурного становления личности ребенка и возрастных новообразованиях как психосоциальных изменениях, определяющих тип строения личности и сознания ребенка в каждом возрасте; А.Н.Леонтьева о внутренней связи изменений процессов психической жизни ребенка в границах каждой стадии его развития и осознании ребенком своего места в системе общественных отношений. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выявлении основных компонентов структуры Я-концепции ребенка. Впервые определены центральное направление развития самосознания и ведущий компонент Я-концепции в старшем дошкольном возрасте и установлен адекватный критерий их оценки. Выделены и определены структурные и функциональные связи между внутрисемейными, супружескими и родительско-детскими отношениями, основными компонентами Я-концепции и особенностями их формирования у старших дошкольников. Предпринято целостное изучение специфики внутри- и межличностных взаимоотношений в семье, как малой социальной группе и в ее подсистемах. Выделены супружеские и родительско-детские отношения, влияющие на развитие компонентов Я-концепции ребенка, что позволяет выявить, осмыслить и обосновать их взаимную обусловленность. Практическая значимость исследования заключается в выявлении ролей родителей, в качестве субъектов самосознания и специфики их взаимоотношений в системе семьи как основных факторов, обеспечивающих становление Я-концепции в сензитивный для формирования фундамента гармоничной личности период дошкольного детства. Разработана психосемантическая методика диагностики структуры Я-концепции для дошкольников и интерпретация показателей полоролевой идентификации по проективным рисуночным тестам, создан опросник полоролевого самосознания на базе модифицированных тестов Н.В.Плисенко, Р.Слэби-К.Фрэй и модифицирован тест М.Куна-Т.Макпартленда для старшего дошкольного возраста. Результаты могут быть использованы в семейном консультировании и психотерапии, диагностике и коррекции межличностных отношений в семье, как первичной малой социальной группе, родительско-детских и супружеских взаимоотношений и взаимодействий, а также в психопрофилактике дизонтогенеза ребенка в целях предупреждения дезадаптивного поведения и для последующей успешной социальной адаптации и личностного роста.