ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Объектом диссертационного исследования является процесс сопровождения обучения иностранных обучающихся начального этапа русской грамматике через социальные сети и другие мобильные приложения. Предмет исследования – обучение русской грамматике начального этапа курса РКИ посредством использования интернет-ресурсов и социальных сетей. Исследование направлено на верификацию следующей гипотезы: использование социальных сетей в качестве дистанционного сопровождения процесса обучения русской грамматике может обеспечить более эффективные результаты, если: - будет служить эффективным систематическим дополнением основного обучения, - станет особым способом мотивации иностранных обучающихся к изучению русской грамматики на начальном этапе обучения, - будет базироваться на технологии смешанного очно-дистанционного развития коммуникативных умений иностранных обучающихся, - оптимизирует аудиторную нагрузку при усвоении сложных грамматических тем; - послужит формой реализации потребности в самообразовании и саморазвитии. Целью исследования является теоретическая разработка и практическая реализация эффективной модели дистанционного сопровождения начального этапа обучения студентов-иностранцев грамматике русского языка посредством привлечения социальных сетей и применения интерактивных заданий. Указанная выше гипотеза исследования и его цель потребовали постановки и решения следующих задач: 1. Проследить эволюцию дистанционного формата обучения русскому языку как иностранному. 2. Рассмотреть современные формы дистанционного обучения (программы для проведения вебинаров/прямых эфиров, программы для обмена сообщениями, социальные сети, мобильные приложения). 3. Разработать модель сопроводительного обучения, совмещающую в себе аудиторный и дистанционный компоненты. 4. Составить методические рекомендации по внедрению сопроводительной модели обучения в процесс изучения русского языка как иностранного. 5. Произвести отбор грамматического содержания для организации дистанционного сопровождения начального этапа обучения русскому языку как иностранному (А1-А2). 6. Разработать систему дистанционной подачи грамматического материала (как теоретического, так и практического) и осуществить экспериментальную проверку её практических возможностей и эффективности. 7. Разработать контент в социальных сетях, направленный на изучение русской грамматики студентами-иностранцами. 8. Провести обучающий эксперимент в рамках курсового обучения в социальной сети Instagram среди иностранных обучающихся, владеющих русским языком на уровне А1-А2, с целью выявления положительных и определения отрицательных сторон для использования современных форм дистанционного сопровождения курса. 9. Проанализировать полученные результаты и сформулировать вывод о продуктивности использования социальных сетей в сопроводительной модели обучения русскому языку как иностранному. Для решения поставленных задач, проверки и доказательства выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические методы: – метод анализа использовался при работе с научной и учебно-методической литературой при рассмотрении и отборе моделей, актуальных для обучения языку при помощи социальных сетей; – метод индукции применялся при разработке гипотезы исследования; – метод аналогии позволил сопоставить полученные данные об организационных, содержательных и технологических решениях, применяемых в преподавании РКИ; эмпирические методы: – метод наблюдения реализовался непосредственно в ходе занятий с экспериментальными группами во время педагогического эксперимента; – метод сравнения использовался при изучении подходов в преподавании иностранного языка в отечественной и зарубежной практике, а также в изучении результатов тестирования у учащихся педагогического эксперимента; – метод анкетирования и опроса был применен во время работы с преподавателями РКИ, а также со студентами-иностранцами этапа предвузовской подготовки и первой ступени высшего образования; – метод тестирования использовался при организации входного и контрольного срезов; экспериментальный метод применялся при проведении констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента; статистический метод использовался при сборе и обработке результатов опросов и тестов, качественном анализе работ иностранных учащихся, а также при анализе результатов эксперимента. Научная новизна результатов исследования заключается: - в разработке, создании и экспериментальной проверке сопроводительной модели обучения, включающей аудиторный и дистанционный компоненты; - в теоретизации результатов и формулировании выводов о возможностях применения модели дистанционного сопровождения в вузовской подготовке иностранных обучающихся; - в научном обосновании компонентов сопроводительной модели обучения и описании собственно системы обучения русскому языку как иностранному через социальные сети. Теоретико-методологическую базу настоящего исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых: Э.Г. Азимова, М.А. Бовтенко, А.Н. Богомолова, А.Д. Гарцова, Л.А. Дунаевой, О.И. Руденко-Моргун, Л.П. Клобуковой, В.Г. Костомарова, Е.С. Полат, С.А. Хаврониной, Е.А. Хамраевой, А.Н. Щукина и других. Теоретическая значимость данного диссертационного исследования определяется созданием целостной концепции процесса дистанционного сопровождения и заключается в том, что: - исследован, систематизирован и описан опыт внедрения дистанционных технологий в преподавании русского языка как иностранного; - критически осмыслены и обобщены современные формы дистанционного обучения (программы для общения, программы для обмена сообщениями, медиахранилища, социальные сети и пр.); - расширен технологический инструментарий возможностей использования в преподавании РКИ программ для общения, программ для обмена сообщениями, медиахранилищ, социальных сетей и пр.; - изучены теоретические основы обучения грамматике русского языка в рамках создания сопроводительной модели обучения; - на основании результатов педагогического эксперимента доказано положение о том, что использование интерактивных приемов способствует оптимизации процесса обучения грамматике; - обосновано использование сопроводительной модели обучения стажёров-иностранцев в комплексе (учебник для начинающих и социальная сеть); - определены критерии эффективности использования современных форм дистанционного обучения русскому языку как иностранному (положительная динамика, уровень успеваемости обучающихся). Практическая значимость исследования доказывается его практико-ориентированным характером и определяется тем, что в нём: - продемонстрирована эффективность обучения русскому языку как иностранному на основе использования современных дистанционных форм сопровождения; - разработана и описана модель организации обучения, которая может быть использована при совершенствовании учебно-методического комплекса, включающего онлайн-компонент, по дисциплине «Русский язык как иностранный» на всех этапах обучения; - разработана и успешно внедрена технология моделирования визуального грамматического материала и контрольных заданий; - создана и апробирована в процессе исследования система эффективных упражнений очно-дистанционного характера, которая используется при сопроводительном обучении студентов-иностранцев начального этапа. Разработанная модель дистанционного сопровождения обучения русской грамматике может найти широкое практическое применение при обучении РКИ на всех ступенях образования. На защиту выносятся следующие положения: 1. Модернизация образовательной деятельности, направленная на активное использование современных дистанционных методик и их внедрение в учебный процесс, вызывает необходимость детального исследования новых мобильных компонентов в процессе обучения русскому языку как иностранному. 2. Разработанная сопроводительная модель обучения, включающая аудиторный и дистанционный компоненты, способствует формированию заявленных компетенций у иностранных обучающихся, что является главной целью преподавателя русского языка как иностранного. 3. Визуализация грамматического материала в мобильных приложениях и социальных сетях является новой системой организации учебного материала, позволяющей реализовывать открытость и гибкость образования, обеспечивающей развитие образовательных и коммуникативных навыков и умений иностранных обучающихся, удовлетворяющей их потребность в самообразовании и саморазвитии. 4. Эффективность изучения грамматики русского языка с помощью мобильных приложений и чередования традиционной аудиторной работы с современными формами дистанционного обучения в социальных сетях доказывает необходимость таких форм организации учебного материала, способствует повышению интереса обучающихся к русскому языку в сети интернет. 5. Использование визуального компонента, применение интерактивных возможностей в современных формах дистанционного обучения способствует процессу запоминания большого объема грамматического материала со стороны обучающихся и обеспечивает постоянный контроль усвоения грамматического материала со стороны преподавателя. 6. Использование современных форматов дистанционного обучения является особой формой организации учебной и внеучебной деятельности, требующей высокого уровня технической и профессиональной подготовки преподавателя, а также обеспечивает самостоятельную работу обучающихся во внеаудиторное время. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на научный материал, на собственный педагогический опыт и на проверенную на практике модель сопроводительного обучения. Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были внедрены в учебный процесс кафедры межкультурной коммуникации Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова. Основные положения исследования обсуждались на конференциях, посвященных вопросам обучения РКИ: XVIII международная научно-практическая конференция «Русское культурное пространство» (Москва, 2017), XIX международная научно-практическая конференция «Русское культурное пространство» (Москва, 2018), научно-практический семинар «Обучение детей-мигрантов русскому языку в условиях современной школы» (Москва, 2019), международная научно-практическая конференция «Предвузовская подготовка иностранных граждан в Российской Федерации: история и современность» (Москва, 2019), научно-практический семинар «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия» (Санкт-Петербург, 2019), международные педагогические чтения «Электронный формат обучения русскому языку: теория, методика, практика» (Москва, 2019), юбилейная научно-практическая конференция «Теория и практика преподавания РКИ в цифровую эпоху» (Москва, 2020). Основные положения работы нашли отражение в 11 научных статьях, 5 из которых являются рецензируемыми периодическими изданиями, рекомендованными ВАК РФ. Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в 2015-2020 годах и проводилось в несколько этапов: I этап (2015-2016 гг.): создан образовательный проект в социальной сети Instagram для иностранных обучающихся, изучающих русский язык; определены цель и задачи диссертационного исследования. II этап (2016-2017 гг.): собрана необходимая литература по теме диссертации; определена и выдвинута гипотеза исследования; созданы экспериментальные группы иностранных обучающихся в социальной сети Instagram. III этап (2017-2020гг.): проведены констатирующий и обобщающий эксперимент с иностранными обучающимися; обработаны материалы и подведены итоги эксперимента; систематизированы материалы исследования; сформулированы выводы и оформлен текст диссертации. Результаты исследования. Образовательный аккаунт в социальной сети Instagram @ru_lang_club был номинирован на 3 место в номинации «Лучшая онлайн-разработка в области русского языка» в международном конкурсе «Русская речь-2020». Структура диссертации соответствует теме исследования и включает в себя введение, три главы, выводы по каждой из них, заключение, список терминов, список использованной литературы и приложения (1 и 2). Общий объём диссертации – 211 страниц, из них 177 страниц основного текста.