ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Научная новизна исследования заключается в том, что: - дано определение учебно-познавательной компетенции как способности личности к познавательной деятельности такого качественного уровня, на котором ею обретаются не только новые знания и соответствующие им умения, но возникает и понимание объекта познания, что обеспечивает качественно новый – интегрированный результат каждого целостного учебно-познавательного акта; - описана учебно-познавательная компетенция в виде модели, в которой содержание понятия «учебно-познавательная компетенция» дополнено инвариантной и вариативной частями, последняя из которых отражает особенности познания гуманитарных и технических аспектов профессиональной подготовки: для студентов гуманитарных специальностей – компетенции интеграции (структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращение накопленных знаний); для студентов технических специальностей – компетенции информационных технологий (приём, переработка, преобразование информации; массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и интернет технологией); компетенции в общении (устном и письменном) и так далее. Инвариантная часть: компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, создание и разрешение проблемных ситуаций; интеллектуальная деятельность; - выявлены наиболее эффективные педагогические условия формирования учебно-познавательной компетенции студентов вуза (активизация познавательной активности, самостоятельности студентов в учебном процессе; создание ситуации успеха; использование разнообразных форм и активных методов организации учебной деятельности студентов; поиск преподавателем способов включения учебно-познавательного опыта каждого студента и содержания учебно-познавательной компетенции в учебный процесс; - разработана шкала прикладных задач, направленных на развитие учебно-познавательной компетенции у студентов, обучающихся по техническим и гуманитарным специальностям. В основу классификации задач положены критерии: 1) состав и качество выполняемых операций, их осознанность, полнота, свернутость – общие для всех познавательных умений; 2) компетенции вариативной и инвариантной части содержания учебно-познавательной компетенции студентов гуманитарных и технических специальностей. В классификационную шкалу прикладных задач вошли: задачи, приближенные к жизни, задачи на моделирование, разработка проектов; - впервые эмпирически определены количественные и качественные особенности учебно-познавательной компетенции студентов с разной успеваемостью: оценка содержания учебно-познавательной компетенции студентами гуманитарных и технических специальностей с низкой успеваемостью совпадает, но отличается от оценки студентов с высокой успеваемостью и от оценки преподавателей. Существенность отличий научных положений от результатов, полученных другими авторами, состоит в выявлении в учебно-познавательной компетенции инвариантной и вариативной составляющих у студентов гуманитарных и технических специальностей; определении учебно-познавательной компетенции студентов в рамках структурно-интегративного подхода как способности к такой познавательной деятельности, в результате которой формируется не только согласованные знания и умения, но возникает и понимание объекта познания, что и приводит к появлению этого вида компетенции. Практическая значимость результатов исследования: - содержащиеся в исследовании теоретико-педагогические положения доведены до уровня, позволяющего их практическое использование в виде разработанных научно обоснованных рекомендаций по формированию учебно-познавательной компетенции, обеспечивающей развитие в целом учебно-познавательного опыта студентов; - разработанная и апробированная шкала прикладных задач и разработанный алгоритм решения задач по курсу «Экология» для студентов технических и гуманитарных специальностей с учетом содержания учебно-познавательной компетенции могут быть использованы в процессе преподавания других дисциплин; - разработанное и апробированное методическое пособие по курсу «Экология», может быть использовано в качестве образца для создания проблемно-ориентированных учебно-методических пособий, направленных на развитие учебно-познавательной компетенции студентов вуза.