ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Диссертационное исследование посвящено проблеме представления верховной власти в крупнейших государствах, сформировавшихся в цивилизационных регионах доколумбовой Америки - Мезоамерике (Теотиуаканская держава, царства Кануль и Кукуль, Государство астеков) и Андской цивилизации (Уари, Тиуанаку, Чимор и Тауантинсуйу (Империя астеков)), охватывающих хронологический период с III по XVI вв до европейской колонизации континента. Автор диссертационного исследования ставит своей целью показать как и с помощью каких способов осуществлялось представление и идеологическое обоснование власти верховных правителей, существовали ли какие-либо общие методы или они были уникальны для каждого из указанных политических образований. Также в задачи исследование входило проведение широкого сравнительного анализа на материале доколумбовых цивилизаций, что практически не осуществлялось в современной мировой историографии. Первоначально автор, пользуясь разработанной в отечественной исторической науке типологией ранних государств (И.М. Дъяконов и В.А. Якобсон) и усовершенствованной на мезоамериканском материале (В.И. Гуляев, Д.Д. Беляев) проводит типологизацию объектов исследования. Затем анализируются основные аспекты представления верховной власти: формирование династической традиции в исследуемых политических образованиях, концепция происхождения власти в рамках мифологической канвы,самопрезентация (иконография, архитектура, письменная традиция, титулатура) и особенности ритуальной деятельности правителей. На основании проведенного анализа диссертант приходит к следующим выводам: большинство выбранных государств причисляется к категории "держав", и лишь Государство инков рассматривается в качестве "мировой державы" (т.е. "империи"); династические традиции не имеют единой универсальной модели, а весьма разнообразны, в частности отсутствуют упорядоченные схемы престолонаследия; чем централизованнее становится система государственного управления, тем больше внимания уделяется мифологической концепции происхождения власти; среди общих черт выделяется общность ритуальной деятельности - культ предков, сочетание царских погребений с ритуальными сооружениями, военная составляющая во властной идеологии. Важным открытием стала гипотеза о запрещении на изображение (как универсальный принцип) наиболее могущественных правителей в государствах доколумбовой Америки. Объем диссертационной работы составляет 319 страниц, из них основной текст 252 страницы (включая библиографический список из 270 работ) и приложения объемом 67 страниц.