![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: 1. Стремительное развитие цифровых технологий в медиасфере, упрощение опций программных приложений и инструментария операционных систем, ускорение процесса медиатизации общества привели к лавинообразному росту пользовательского контента низкого качества, распространению в медиапространстве рунета недостоверной, деструктивной и противоправной информации, ориентированной на разрушение традиционных ценностей современного общества. Деструктивное информационно-психологическое воздействие направлено на основную и самую уязвимую аудиторию социальных медиа – детей, подростков и молодёжь, чье мировоззрение формируется в том числе и под воздействием ориентиров, стереотипов и установок, тиражируемых контентом сетевого пространства. По данным Н. Касперской и других специалистов сферы безопасности сети Интернет, сегодня в социальном пространстве рунета в деструктивные течения вовлечено более 7 млн подростков. Каждый третий подросток в России находится в обработке у профессиональных манипуляторов, которые разрушают базовые ценности и раскачивают его на деструктивные действия в реальной жизни4 . 2. Изменению поведения человека предшествует растянутая во времени и первоначально незаметная трансформация системы ценностей, первой фазой которой является смена ценностных ориентиров. В отличие от доцифровой эпохи, в которую функция воспитания личности и формирования ценностных 3 См.: Альянс по защите детей в цифровой среде и общество «Знание» договорились о сотрудничестве // ТАСС. 1 сент. 2021. URL: https://tass.ru/obschestvo/12272575 (дата обращения: 02.09.2021). 4 См., например: Касперская Н. И. Проблема деструктивных движений в Рунете // Цифровая гигиена. Молодёжь в сети. 2019. Март, 28. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6v87ZM7oHO8 (дата обращения: 26.12.2020); Ашманов И.С. Социальные сети – орудие информационной войны. 2018. Дек., 21. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DwLrR34E840 (дата обращения: 03.05.2020); Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Рассказова, Е. Зотова, М. Лебешева, П. Роггендорф. М., 2013. URL: https://istina.msu.ru/media/publications/book/edd/bd8/8799799/RussianKidsOnline_Final_ReportRussian.pd f (дата обращения: 12.12.2020). 5 ориентаций осуществлялась институтами семьи, образования и СМИ, сегодня частично выполняется социальными медиа. Поэтому анализ контента сети, ориентированного как на формирование, так и на разрушение ценностных ориентиров, представляется актуальной исследовательской задачей, решению которой посвящена настоящая диссертация. 3. Современной наукой накоплена обширная база теоретических и прикладных исследований в сфере социогуманитарных технологий (high-hume): достаточно хорошо изучены принципы функционирования социальных медиа, ценностные ориентации современной молодёжи и особенности медиапотребления детьми и подростками, популярные у разных поколений мемы. Однако до сих пор наукой не выработаны общепризнанные определения базовых для настоящего исследования понятий: социальные медиа, ценности, ценностные ориентиры, ценностные ориентации, медиамем; отсутствуют общепризнанные классификации социальных медиа и традиционных ценностей; не разработана структура и механизмы воздействия медиамема, одного из популярных жанров социальных медиа, на сознание реципиента; не систематизирован деструктивный контент социальных медиа. Восполнение образовавшихся пробелов представляется важной исследовательской задачей. Цель исследования – определить специфику контента социальных медиа как фактора формирования ценностных ориентиров подростка, выявить способы трансляции деструктивных смыслов и установить характер воздействия медиаконтента на ценностную сферу реципиента. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) уточнить и разграничить базовые понятия аксиологии: ценности, ценностные ориентиры и ценностные ориентации; проанализировать классификации традиционных ценностей; 2) на основе социологических исследований охарактеризовать аксиосферу современных подростков; 3) выявить значимые трансформации моделей медиапотребления в цифровой среде; 4) уточнить объём и соотношение базовых понятий: социальные медиа и социальные сети, разработать классификацию функций и видов социальных медиа, определить место социальных медиа в структуре медиасистемы; 5) охарактеризовать механизмы влияния социальных медиа на формирование мировоззрения подростков; 6) определить специфику потребления подростками контента социальных медиа; 7) выявить деструктивные смысловые компоненты контента социальных медиа и способы трансляции ценностных ориентиров; 8) разработать определение медиамема, описать его структуру и механизмы воздействия на сознание реципиента; 9) установить способы воздействия на модели поведения подростков в социальных медиа; 10) описать опыт создания положительного социально ориентированного и образовательного контента в социальных медиа. В соответствии с целью, подчинёнными ей задачами и гипотезой в качестве объекта исследования выступил типичный контент популярных пабликов социального медиа ВКонтакте, а в качестве предмета – смысловые компоненты контента популярных пабликов сети ВКонтакте, воздействующие на аксиосферу реципиента – подростка.