ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Диссертационная работа посвящена разработке эффективных методов определения и контроля характеристик рациональных режимов технического обслуживания (ТО) функциональных систем (ФС) ЛА, предназначенных для использования на этапах проектирования, сертификации и испытаний ЛА в обеспечение требуемого уровня надежности и безопасности полетов ЛА при минимальных удельных затратах на ТО. Актуальность темы диссертационной работы обусловлена существенным влиянием характеристик режимов (состава и периодичности работ) ТО на уровень безотказности ФС ЛА и отсутствием эффективных методов и алгоритмов, формализующих процесс выбора и оптимизации режимов ТО, приемлемых для практического использования ОКБ и НИИ промышленности при проектировании, сертификации и испытаниях ЛА. Разработка указанных методов имеет особую актуальность в условиях внедрения эксплуатации ЛА по техническому состоянию. Работа выполнялась в соответствии с "Координационным планом совместных работ МГА, МАП, МРП и МПСС на 1980-85 г.г. по переводу гражданской авиатехники на эксплуатацию по техническому состоянию", "Межведомственной комплексной программой по дальнейшему повышению надежности авиатехники" (утв. МАП, МГА и Госавианадзором в 1987 г.), тематическими планами НИР Минавиапрома, а также - в рамках договорных работ с предприятиями промышленности (ММЗ им. С.В. Ильюшина, ЭМЗ им. В.М. Мясищева). Новые научные результаты, полученные автором, включают: новую постановку задачи определения рациональных режимов ТО и их контрольной оценки при создании и сертификации ЛА; усовершенствованную модель системы ТО ЛА, учитывающую взаимосвязи характеристик режимов ТО с характеристиками надежности на основе комплексного подхода к определению режимов ТО на этапах создания ЛА; методы определения и контроля рациональных режимов ТО, учитывающие существенные особенности этапов проектирования и испытаний и увязанные с принятой процедурой сертификации ЛА; инженерную методику, рабочие алгоритмы и программные средства, обеспечивающие автоматизированное определение рациональных режимов ТО в целях отработки программ и регламентов ТО, начиная с ранних этапов создания ЛА; рекомендации по установлению рациональных контрольных уровней показателей эксплуатационной технологичности (трудоемкости работ по ТО) при проектировании ФС ЛА. Достоверность основных положений и выводов диссертационной работы подтверждена высоким научно-техническим уровнем исследований, проведенных с использованием современных методов: теории надежности, теории сложных систем, методов выпуклого программирования,- а также соответствием теоретических положений и результатов, полученных при практическом применении разработанных методов на предприятиях промышленности в обеспечение создания и сертификации ряда перспективных ЛА (ИЛ-96, ИЛ-114, АН-74, ТУ-204 и др.). Практическая значимость работы обусловлена: разработкой и внедрением комплекса стандартов (ГОСТ 28056-89, ОСТ 54 30044-85, ОСТ 54 30048-87, ОСТ 54 30049-87, ОСТ 54 30054-88), регламентирующих новые принципы и организацию комплексного подхода к формированию систем ТО, определению и контролю режимов ТО создаваемых ЛА; разработкой и внедрением межведомственных методик и руководств, а также программных средств определения и контрольной оценки режимов ТО, обеспечивающих единство подхода к исходным данным, объему анализа, расчетов и формализующих решение указанных задач при проектировании, сертификации и испытаниях ЛА. Организация работ НИИ и ОКБ в соответствии с требованиями и рекомендациями указанных документов обеспечивает: уменьшение сроков доводки регламентов ТО в эксплуатации; повышение достоверности и сокращение сроков оценки режимов ТО при испытаниях и сертификации ЛА; снижение удельных затрат на ТО при эксплуатации по техническому состоянию. Результаты диссертационной работы внедрены на ряде предприятий отрасли, в том числе: ММЗ им. С.В. Ильюшина при разработке программ и регламентов ТО самолетов ИЛ-96-300, ИЛ-114, ИЛ-78; ММЗ им. О.К. Антонова при разработке программ и регламентов ТО самолетов АН-74 и АН-70Т; ММЗ "Скорость" при определении режимов ТО самолетов ЯК-41М и ЯК-44РЛДН; УВЗ им. Н.И. Камова при формировании программы ТО вертолета КА-126; ЭМЗ им. В.М. Мясищева при отработке режимов ТО ряда систем специальных объектов и самолета М-17РМ; ММЗ им. А.Н. Туполева при определении режимов ТО отдельных ФС самолета ТУ-204; ЛИИ им. М.М. Громова, в частности, при оценке соответствия орбитального корабля "Буран" требованиям к эксплуатационной технологичности и режимам ТО в обеспечение безопасности первого полета.