ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Диссертация посвящена анализу природы и структуры мотивации человеческой деятельности не случайно уделяется такое большое внимание в курсе педагогической психологии: без понимания мотивации как движущей и ориентирующей силы невозможно разобраться в структуре сложной, многокомпонентной, многосубъектной и в значительной своей части скрытой от наблюдения, деятельности – учебной деятельности. Качественное улучшение воспитательной работы с учащимися, повышение продуктивности учебной деятельности невозможно без обеспечения надежной диагностики индивидуально-специфических аспектов мотивации учебной деятельности. Построение типологии мотивации является необходимым условием повышения эффективности процессов обучения и воспитания. Для обеспечения индивидуального подхода и дифференцированного обучения решающее значение имеет точный выбор системы наиболее существенных мотивационных комплексов, наличие методических приемов их диагностики. Трудность систематизации любых мотивационных отношений обусловлена высокой сложностью мотивации человеческой деятельности как психологического явления, поскольку она, с одной стороны, в качестве регулятора деятельности пронизывает все психические процессы и поэтому неизбежно косвенно изучается практически во всех психолого-педагогических исследованиях, а с другой стороны, по этой же причине ее собственная специфика нередко оказывается скрытой от непосредственного экспериментального изучения. Это сложное явление может быть изучено только через свои косвенные эффекты и проявления, через анализ наблюдаемых сопутствующих процессов. Поэтому, в прикладных психолого-педагогических исследованиях очень часто, к сожалению, довольствуются анализом лишь отдельных аспектов и форм проявления мотивации, выдавая такой анализ за попытку решения проблемы в целом, что приводит к невозможности построения достаточно полной и непротиворечивой типологии мотивации, практическое использование которой сразу же обнаруживает "врожденную" диагностическую неопределенность. Теория деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. П.Я.Гальперин и др.), в рамках которой осуществлялось и наше исследование, определение понимание мотива как предмета потребности, развитого в работах А.Н.Леонтьева, наиболее полно, всесторонне и последовательно раскрывает явление мотивации человеческой деятельности. В этом определении в диалектическом единстве различных форм проявления мотивации кристаллизована особая природа данного психического образования: мотивация проявляется одновременно и в виде направленности деятельности субъекта по изменению окружающего мира, в выражении субъектом своих потребностных состояний, и в процессе психического отражения субъектом объективной реальности в виде личностных смыслов (процесс опредмечивания объекта). В диагностической практике, при построении типологии мотивации именно эти моменты наиболее часто оказываются разорванными и методически разделенными. Искусственное расчленение слитых в мотивационных процессах аффекта (потребности) и интеллекта (ориентировка в объектах внешнего мира) приводит не к "улучшению операциональности" определения мотивации в деятельностной трактовке, а к полному исчезновению мотивации как объекта исследования, к неправомерной его подмене и, как следствие, к построению неадектваной реальности типологии. Применение метода моделирования при построении типологии мотивации учащихся позволило интегрировать сильные стороны различных подходов. Метод моделирования позволяет и более эффективно организовать конкретное психолого-педагогическое исследование. И при теоретическом, и при эмпирическом подходах большое значение имеет интуиция исследователя. В связи с этим продуктивное научное исследование такого типа должно базироваться на специальных процедурах и способах работы с экспертами, применении разработанных для этих целей методов анализа экспертных опенок. Большое значение с точки зрения проверки правильности выделения основ классификации мотивации учебно-профессиональной деятельности имеет также изучение роли условий и способов обучения в формировании мотивации учебно-профессиональной деятельности, возможность описания и управления ее трансформацией в эксперименте. Объектом нашего исследования является мотивация учебно-профессиональной деятельности. Предмет исследования — типология учебно-профессиональной мотивации подростков (учащихся ПТУ), методы ее выявления и диагностики. Основная проблема исследования заключалась в выделении оснований для построения классификации на базе таких системообразующих признаков учебно-профессиональной мотивации учащихся старшего подросткового возраста, которые описывают ее во взаимосвязи направленности деятельности на предмет и в отражении смысла предмета. Цель работы — построение типологии мотивации учебно-профессиональной деятельности: выделение параметров для ее измерения одновременно и как направленности деятельности, и как системы личностных смыслов ключевых объектов учебно-профессиональной деятельности. Цель работы конкретизировалась в следующих основных задачах: 1) Исследование специфики мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся ПТУ и эмпирическое выделение ее основных параметров. 2) Эмпирическое выявление устойчивых типичных мотивационных комплексов учащихся ПТУ. 3) Разработка диагностической методики, адекватной целям, задачам и условиям профессионального обучения, а также социально-психологическим и возрастным особенностям изучаемой категории учащихся. 4) Выяснение влияния специально организованного обучения с применением тренажерных комплексов на изменение структуры мотивации учащихся. Задачи эмпирического построения типологии мотивации учебно-профессиональной деятельности и создание соответствующей комп¬лексной диагностической методики решалась методом моделирования. Построение математической модели позволяет экспериментально согласовать с помощью единого формализованного описания все взаимосвязанные виды проявления мотивации. Мотивация как внутренний психологический механизм, конституирующий и регулирующий деятельность, может быть описан в виде системы базисных векторов евклидового пространства определенной размерности. Направленность деятельности некоторого субъекта (его желание) может быть представ¬лена в этом случае в виде вектора с определенными координатами. В этой же системе в виде точек со своими координатами могут быть представлены и все пристрастно отражаемые объекты и условия осуществления этой деятельности. Таким образом, одна и та же система базисных векторов будет описывать одновременно и направленность деятельности, и личностные смыслы соответствующих объектов. Это позволяет говорить о модели мотивации личности, применительно к учебно-профессиональной деятельности подростков. Аналогично может быть построена и модель мотивационных отношений к учебно-профессиональной деятельности в группе учащихся. В этом случае в качестве параметров модели будет выступать система базисных векторов, задающих сравнительные индивидуально-личностные особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности, т.е. типы мотивации. Качество мотивации каждой конкретной личности (учащегося ПТУ) будет представляться соответствующими точками в этом пространстве. Обе эти модели могут быть взаимно согласованы. В результате чего, интегральная модель будет комплексно описывать мотивацию учебно-профессиональной деятельности подростков. Таким образом, построение модели заключается в определении таких конкретных значений всех ее параметров, которые удовлетворяют си¬стеме заданных взаимоотношений между ними и не противоречат наблюдаемым фактам проявления мотивации.