ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В диссертации исследуется творчество англо-американского поэта Т.С. Элиота (1888-1965) наряду с важным и малоизученным у нас периодом в развитии английской поэзии, охватывающим 1910-е годы. Материал диссертации ограничен ранним этапом творчества Элиота, а также творчеством ряда поэтов-георгианцев, имажистов, поэтов круга Ситвеллов, «окопных поэтов» и «открытого» в ту же эпоху Дж.М. Хопкинса. Непосредственным предметом анализа является стих указанных авторов. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что английские поэты 1910-х гг. разных течений и группировок сознавали необходимость реформы английского стиха и с разной степенью успеха двигались к его раскрепощению. Однако английская поэтическая традиция «сопротивлялась» их усилиям, вследствие чего ни у имажистов, ни у группы Ситвеллов, ни у «окопных поэтов» разрыва с доминирующей ямбической традицией не происходит. Подобный разрыв наметился лишь в творчестве поэта другой исторической эпохи — викторианца Дж.М. Хопкинса, однако и ему, при всем его радикализме, до конца расшатать ямб не удалось, и его эксперименты в конечном счете увенчались не разрушением канона, а только его относительным обновлением. К подобной задаче обновления английской поэтической традиции по-своему приступал и Элиот, однако он избрал иной путь, нежели Хопкинс и большинство других британских поэтов. В творчестве Элиота английский стих получает импульс из другой национальной стиховой традиции, в результате чего происходит его своеобразная «верлибризация» на «французский» лад. В работе намечены три возможных пути к международному верлибру: «американский» (максимальная прозаизация стиха в духе Уитмена), «британский» (в духе Хопкинса — одновременное раскрепощение и закрепощение разных характеристик стиха) и «французский» — постепенное освобождение классического стиха от норм, определяющих формальные отличия стиха от прозы. Последним путем и шел Элиот, о чем свидетельствует анализ основного корпуса его стихов 1910-20-х годов.