![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Объект исследования - русская народная театрально-развлекательная культура XIX - первой трети XX в. Цель работы - исследование состава, особенностей организации и функционирования уличного театра, а также выяснении характера обращения к данному феномену и специфики его воссоздания в художественных произведениях разных жанров и видов искусства. Достижение этой цели в решение ряда основных задач: – выявление в очерках, мемуарах, изобразительных источниках, художественной литературе, театрально-драматургических произведениях XIX – первой трети XX в. материалы, запечатлевшие феномен народного городского уличного театра; – систематизации выявленных материалов, определение наиболее значимые для исследования; – рассмотрение историю изучения данного явления; – исследование состава и репертуара уличных исполнителей; характер их взаимодействия со зрителем; – определение социальной, национальной, поло-возрастную структуры уличного исполнительства; – выяснение особенности организации и функционирования уличного театра; – определение соотношения уличного театра XIX – первой трети XX в. с традиционными формами фольклора; – рассмотрение отражения феномена уличного театра в художественных произведениях разных жанров и видов искусства; – выяснения степени и характера знакомства авторов данных произведений с феноменом уличного исполнительства; – сопоставление сведения об уличном исполнительстве, полученные из не художественных и художественных источников; – изучение компонентов исследуемого феномена и каким образом включаются в художественные произведения; – выяснение художественных функций наделенными образами уличного театра в художественных произведениях XIX – первой трети XX в., как менялось отношение к нему и его отражение в разные моменты обозначенного временного периода. Теоретико-методологическая база исследования. На начальном этапе работы использовалась методика сквозного исследования мемуарной и очерковой литературы, журналов, произведений русской живописи, художественной литературы и театрально-драматургических произведений, охватывающих временной промежуток XIX – первой трети XX в., с целью выявления материалов по рассматриваемой теме. При анализе обнаруженного материала применялись сравнительно-исторический, культурно-типологический, текстологический, биографический методы. Важное значение имели для нас работы ученых, наметивших теоретические подходы к изучению пограничных с фольклором областей, таких как «третья культура» (В.Н. Прокофьев), постфольклор (С.Ю. Неклюдов). Методологической опорой служили работы по народному театру П.Н. Беркова, П.Г. Богатырева, В.Н. Всеволодского-Гернгросса, В.Е. Гусева, Н.И., А.Ф. Некрыловой, Н.И. Савушкиной. Поскольку значительное место в исследовании занимает изучение отражения феномена уличного театра в произведениях различных видов искусств, теоретическим ориентиром были монографии и статьи П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, А.А. Горелова, С.Г. Лазутина, В.И. Плотникова, В.Н. Топорова, посвященные взаимодействию фольклора и авторских, профессиональных форм творчества, а также фундаментальные исследования искусствоведов и театроведов Б.П. Голдовского, Т.Н. Гориной, В.П. Даркевича, Г.Н. Добровольской, В.М. Красовской, А.П. Кулиша, Е.В. Нестеровой, Д.В. Сарабьянова, Г.О. Стернина. Теоретическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации позволяют уточнить понимание структуры и характера феномена народного театра. Полученные в работе результаты могут быть использованы в процессе изучения современного уличного театра (в сравнительном аспекте). Примененные в диссертации подходы будут полезны для дальнейших исследований разновидностей народного театра, форм городского фольклора XIX – начала XX в., а также для рассмотрения проблем отражения фольклора в различных жанрах и видах искусства. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов по фольклору на филологических факультетах высших учебных заведений, при разработке спецкурсов по народному театру, а также проблемам взаимодействия фольклора с другими видами искусства.