ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
На правах рукописи Ван Цюн ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КИТАЯ И РОССИИ НА РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Специальность 23.00.04. – Политические проблемы международных отношений и глобального развития АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук Москва – 2007 Диссертация выполнена на кафедре социологии международных отношений со-циологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ло-моносова. Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Кочетков В.В. Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Терновая Л.О. кандитат политических наук, доцент Омаров М.А. Ведущая организация: Московский гуманитар-ный университет Защита диссертации состоится « » _____________ 2007 г. в _____ часов на за-седании диссертационного совета Д 501.001.05 по социологическим и политическим наукам в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, 3-й учебный корпус, социологический факуль-тет, аудитория С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки им. Горького МГУ им. М.В. Ломоносова. (1-ый корпус гуманитарных факультетов). Автореферат разослан « » _______________ 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета Кандитат социологических наук Конюшко С.В. Ι. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие в настоящее время в Китае, неизбежно приводят к сдви-гам в соотношении сил в мире. Развитие экономики и военного потенциала Китая, по-вышение его политического статуса на международной арене, переход с регионального на глобальный уровень вызывает обеспокоенность других стран, в том числе и России. Сформировался устойчивый миф о «китайской угрозе», который является препятствием для дальнейшего развития российско-китайских отношений. Лучший вариант ликвида-ции такого беспокойства – взаимопонимание на основе социокультурных особенностей каждой страны. Многие исследователи-китаеведы в РФ и специалисты по России в КНР делают ак-цент на изучении военных, политических и экономических аспектов россий-ско-китайских отношений с позиций политического реализма. Влияние же социокуль-турных факторов исследовано мало, несмотря на то, что и политический реализм призна-ет влияние духовных, нематериальных факторов. Это делает актуальным исследование российско-китайских отношений с позиций конструктивизма – нового направления со-циологии международных отношений, интенсивно развивающегося в последние десяти-летия. Конструктивисты рассматривают международные отношения как сконструирован-ные самими акторами – государствами и др. на основе их социокультурных особенностей и национальной идентичности. При этом исследование социокультурных факторов не отрицает того, что сделано в рамках других направлений теории международных отно-шений, таких как политический реализм или либеральный идеализм, а дополняет и раз-вивает их. Влияние социокультурных особенностей Китая и России на российско-китайские отношения важно исследовать и потому, что Китай – древнейшая на Земле цивилизация с непрерывной культурной традицией, которая никогда не менялась, а только развивалась и дополнялась. Социокультурные особенности Китая оказывают влияние не только на политическую жизнь этой страны, но и сопредельных стран, а также и всего мира. То же можно сказать и о культуре России. Распад СССР, образование новой российской госу-дарственности, изменение прежней и поиски новой национальной идентичности России привлекают повышенное внимание исследователей международных отношений. Поиски новой идентичности и места в мире должны соответствовать социокультурным особен-ностям России. Российско-китайские отношения не могут рассматриваться как союзнические, а скорее как партнерские. Союзнические отношения предполагают наличие союза, обычно военно-политического, против третьих стран. Китай принципиально не вступает в со-юзнические отношения ни с одной страной или блоком. Китай всегда стремился и в эпо-ху многополярного мира продолжает стремиться к тому, чтобы оставаться самостоятель-ным центром силы, а не являться заложником интересов других стран. Партнерские рос-сийско-китайские отношения заключаются в том, что две страны в духе взаимного ува-жения, равноправия, взаимной выгоды, тесной координации и взаимной поддержки до-бились непрерывного укрепления политического взаимодоверия через механизмы еже-годных взаимных визитов глав государств, регулярных встреч глав правительств, посто-янных консультаций глав МИД и внешнеполитических ведомств. Происходит непре-рывное расширение сотрудничества в области науки и техники, культуры и экономики. Созданы механизмы эффективного сотрудничества в разных областях. Последовательно углубляются взаимопонимание и дружба между народами. Китай в своей внешней политике руководствуется сложным комплексом факторов, к числу которых относятся развитие экономики, внутренние политические реформы, от-ношения с Тайванем, США, Японией и ЕС, изменение международного статуса страны, внутреннее демографическое давление, повышение военного потенциала. Многие из этих факторов невозможно объяснить в рамках традиционных парадигм социологии международных отношений, таких как политический реализм, либерализм и неомарксизм. Усиление Китая сопровождается возвратом к традициям, сформировавшимся в процессе длительного исторического развития. Несмотря на то, что Китай в своей внешней поли-тике руководствуется национальными интересами, эти интересы, в свою очередь, во многом определяются субъективными восприятиями руководства и социокультурными традициями. Актуальность изучения социокультурных особенностей осознается и руководством обеих стран, что нашло свое отражение в том, что 2006 г. был объявлен «Годом России в Китае», а 2007 г. – «Годом Китая в России». В рамках культурных обменов происходит взаимное знакомство с социокультурными особенностями обеих стран. Степень научной разработанности проблемы. Одним из наиболее влиятельных направлений, изучающих влияние социокультур-ных особенностей на поведение акторов на международной арене, является конструкти-визм. Среди наиболее известных его представителей можно выделить Т. Бергера, Ю. Велдеса, А. Вендта, О. Вивера, Р. Джепперсона, А. Джонстона, Р. Доти, Н. Иньятулла, П. Катценстайна, О. Клоц, П. Коверта, Дж. Миликена, А. Нойманна, Р. Хермана, Т. Хопфа и других авторов . Конструктивизм внутренне неоднороден. В нем можно выделить по меньшей мере 3 направления, представленных А. Вендтом, П. Катценстайном и И. Ной-манном. В России научные традиции, опирающиеся на анализ социокультурных особенно-стей в исследовании международных отношений, двусторонних и многосторонних взаи-модействий, всегда были достаточно сильными. Характерны в этом отношении работы И.А. Ильина, евразийцев 20-30-х гг. XX в. Данная проблематика находится в центре внимания таких современных геополитиков, как А.Г. Дугин и В.Л. Цымбурский; компа-ративистов – Э.Г. Задорожнюк, И.Ю. Киселев; специалистов в области политической этики – Б.Г. Капустин и др. В «негативном» плане, характризующем особенности России как препятствие на пути ее демократизации, рассматриваемая проблематика находит от-ражение в работах радикальных либералов, таких как И.М. Клямкин, Д.Е. Фурман, Л.Ф. Шевцова, Е.Г. Ясин и др. В русле конструктивизма работают Х. Абельс, Е. Авраамова, А. Малашенко, А. Смирнов, В. Тишков, А. и П. Цыганковы и др . Что касается судьбы исследований международных отношений в Китае, как в каче-стве учебной дисциплины, так и социальной науки в целом, то история их развития была достаточно сложной и на сегодняшний день молодой. За 20 лет реформ, сопровождаю-щихся постепенной открытостью по отношению к другим странам, по мере расширения и углубления контактов с миром и переориентации стратегии развития, исследования международных отношений интенсивно развивались. В настоящее время появляются все новые, как переводные, так и китайские труды. В последнее время китайские исследова-тели стали уделять больше внимания социологическому направлению международных отношений, что отражено в трудах Цин Яцин, Го Шуюн, Го Янь и др . Они придают большое значение роли культуры и полагают, что по своей силе и влиянию на общество она не уступает экономическим и военным факторам в развитии международных отно-шений. Социокультурные особенности в международных отношениях исследуются в рабо-тах таких авторов, как Б.С. Братусь, Е.В. Егорова-Гантман, С.П. Мясоедов, Т.Н. Персико-ва, К. Плешаков, В.О. и М.В. Сухаревы, Р. Кочюнас, Р. Льюис, Й. Ричмонд, С. Хантинг-тон, Э. Холл, Г. Хофстеде и др . Анализ социокультурных особенностей России можно найти в трудах Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Г.П. Фе-дотова и др . Что касается Китая, то с точки зрения рассматриваемой проблемы важны исследования Б.Н. Кузыка, В.В. Малявина, Л.С. Васильева, М.Л. Титаренко, Гуань Аньбо, Чань Му, Чжан Гуаньчжи и др . Российско-китайским взаимоотношениям посвящены работы А.Д. Воскресенского, В.С. Мясникова, М.В. Александровой, М.Л. Титаренко, Ю.М. Галеновича и др . Положения и выводы, сформулированные в указанных исследованиях, легли в ос-нову осмысления автором рассматриваемой проблематики. Вместе с тем, изучение лите-ратуры и источников показало, что влияние социокультурных особенностей Китая и России на российско-китайские отношения в настоящее время остается все еще не доста-точно изученным. Объектом исследования являются социокультурные особенности Китая и России. Предмет исследования – их влияние на российско-китайские отношения. Целью исследования является изучение места и роли социокультурных особенно-стей во всей совокупности факторов, влияющих на российско-китайские отношения. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач: - провести теоретический анализ понятий «социокультурные особенности» и «национальная идентичность» и определить соотношение между ними; - изучить социокультурные особенности и национальную идентичность Китая и России; - исследовать влияние, которое оказывали социокультурные особенности Китая и России на протяжении истории российско-китайских взаимоотношений; - изучить влияние социокультурных особенностей Китая и России на современные российско-китайские отношения; - раскрыть тенденции развития российско-китайских отношений в контексте соци-окультурных особенностей Китая и России. Теоретическая и методологическая основы исследования. Теоретической основой исследования стали работы известных российских, китай-ских и западных ученых, которые внесли значительный вклад в анализ рассматриваемой проблематики и в развитие теории международных отношений в целом. Методологической основой исследования является конструктивистский подход, а также такие традиционные методы, характерные для изучения международных отноше-ний, как, например, метод исторических аналогий, позволяющий приблизить теоретиче-ские рассуждения к современным реалиям и метод сравнительного анализа, дающий воз-можность на основе имеющихся ситуаций проследить их общие черты. Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем: - изучены факторы, повлиявшие на формирование социокультурных особенно-стей Китая и России; - показана интерактивная взаимосвязь социокультурных особенностей и наци-ональной идентичности в международных отношениях; - впервые в российской научной литературе систематически изучены социо-культурные особенности, национальная идентичность и менталитет Китая; - показано, что к числу природно-географических факторов формирования со-циокультурных особенностей Китая относятся обширная территория, матери-ковое расположение, большая численность населения и ограниченность при-родных ресурсов; - выделены основные направления в изменении идентичности Китая после об-разования КНР; - изучены разнообразные типы «значимых Других», выступающих в качестве референтов по отношению к Китаю: «реальные Другие», «исторические Дру-гие» и «цивилизационные Другие»; - в свете новых реалий осмыслены факторы, повлиявшие на формирование со-циокультурных особенностей России - географический, климатический, ре-лигиозный и исторический; - история, современное состояние и перспективы российско-китайских отно-шений изучены с позиций социологического конструктивизма. Положения, выносимые на защиту 1. Внешнеполитические стратегия и поведение Китая и России на международной арене обусловлены не только экономическими и военно-политическими факторами, но и социокультурными особенностями обеих стран. 2. Социокультурными особенностями Китая являются длительность и непрерыв-ность развития, многообразие, уникальное сочетание консервативной замкнутости с то-лерантностью к иным культурам и традициям. 3. Современные китайские концепции международных отношений, такие как «сов-местное процветание», «мирное возвышение» и «межцивилизационная гармония», ко-торые выдвинуло китайское руководство, ведут свои начала от конфуцианства, которое оказывает существенное влияние на социокультурные особенности Китая. 4. На пути построения гармоничного сообщества, китайское руководство стремится добиться не только внутри-социальной гармонии в стране, но и гармонии во взаимодей-ствии с государствами на мировой арене, в том числе и в отношениях с Россией. 5. Внешняя политика Китая и в настоящее время, и в обозримой перспективе будет оставаться мирной, направленной прежде всего на обеспечение внешнеполитических условий для решения громадных внутренних проблем страны. Это основывается на со-циокультурной традиции, согласно которой внимание китайского правительства направлено в основном на решение внутренних проблем. Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конструктивистский подход позволил дополнить имеющиеся исследования истории и современного состояния российско-китайских отношений в контексте социокультурных особенностей Китая и России, а также наметить перспективы развития этих отношений в будущем с точки зре-ния духовных факторов. Научные результаты диссертационного исследования могут быть использованы как для продолжения работы по углубленному и всестороннему изу-чению проблемы влияния социокультурных особенностей Китая и России на россий-ско-китайские отношения, так и применительно к другим странам. Теоретические выво-ды работы и вытекающие из них практические положения могут представлять интерес для ученых и широко использоваться в дальнейшем изучении обозначенной проблемати-ки. Материалы диссертации могут найти применение в процессе разработки и препода-вания курсов международных отношений, истории политических учений, политологии, политической социологии, культурологи, а также ряда других смежных дисциплин. Ре-зультаты диссертационного исследования могут быть использованы политиками Китая и России в своей практической деятельности для выстраивания внешнеполитического кур-са обеих стран. Апробация работы результатов исследования Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры социологии международных от-ношений социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, была одобрена и ре-комендована к защите. Отдельные положения работы обсуждались и апробировались ав-тором на конференциях молодых учёных, «Ломоносов – 2007», а также нашли отражение в научных публикациях. Структура диссертационной работы. Структура диссертационного исследования определяется логикой достижения по-ставленной цели и вытекающих из неё задач. Работа состоит из введения, трех глав, за-ключения и библиографии, включающей 237 источников. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется сте-пень разработанности проблемы в научной литературе, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, обозначается их научная новизна, формулируются положе-ния, выносимые на защиту, называются теоретико-методологические основы исследова-ния и его научно-практическая значимость. Первая глава «Социокультурные факторы в международных отношениях», состоя-щая из трех параграфов, посвящена рассмотрению социокультурных факторов, оказыва-ющих влияние на международные отношения, и их основных характеристик. Суще-ственное внимание уделено исследованиям национальной идентичности. Приведены ос-новные положения конструктивизма – нового направления социологии международных отношений, изучающего роль нематериальных, идеальных, духовных факторов в между-народных отношениях. Показана внутренняя неоднородность этого направления и рас-смотрены различные подходы к проблеме идентичности. Изучено влияние образов, уста-новок, стереотипов и «значимых Других» на внешнеполитическое поведение стран. В первом параграфе «Теоретические исследования социокультурных факторов в международных отношениях» дается определение культуры и приводятся наиболее из-вестные теории, описывающие влияние социокультурных факторов на международные отношения. Теория культурных измерений Г. Хофстеде описывает социокультурные осо-бенности разных стран по 4 основным шкалам культурных измерений: индивидуализм – коллективизм, мужественность – женственность, дистанция власти и избегание не-определенности . Культурное измерение – это набор ценностей, установок, норм и моде-лей поведения, которыми одна культура отличается от другой. Показано, что в Китае выше, чем в России уровень коллективизма; в культуре Китая больше мужественных черт; однако в России выше дистанция власти и уровень избегания неопределенности. Теория английского культуролога Р. Льюиса делит культуры разных стран в зави-симости от отношения ко времени на моноактивные, полиактивные и реактивные. В мо-ноактивных культурах принято делать одно дело в единицу времени. Поэтому предста-вители моноактивных культур планируют свою жизнь в определенной последовательно-сти и составляют расписания. Раз назначенное, событие уже не может быть отменено. К моноактивным культурам относятся прежде всего немецкая и швейцарская. Россия ближе к полиактивным культурам, которые допускают выполнение нескольких дел в одно вре-мя. Поэтому график русских непредсказуем, они не очень пунктуальны. Китай – типич-ный и наиболее яркий представитель реактивных культур, время которых движется цик-лично. Китайцы реагируют по ситуации, а вся история Китая развивается циклами. Американский антрополог Э. Холл разделяет культуры разных стран в зависимости от их отношения к контексту на высоко- и низкоконтекстуальные . Китай, как и многие восточные культуры, относится к высококонтекстуальным культурам. Именно поэтому китайцев отличает невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочис-ленные паузы. Конфликт считается в Китае разрушительным и под любыми предлогами избегается, открытое выражение недовольства неприемлемо ни при каких условиях. Россия, как и по многим другим шкалам, занимает промежуточное положение между низко- и высококонтекстуальными культурами. Это приводит тому, что у русских невер-бальное общение менее значимо. Русские испытывают недоверие к молчанию. В отдель-ных случаях у них возможно открытое выражение недовольства. В XX веке Россия и Китай пережили период беспрецедентной культурной интегра-ции, основанной на общей марксистской иде¬ологии. Китайцы воспринимали мир во многом через призму советской литературы и искусства. Коллапс официальной идеоло-гии в СССР и ее скрытый кризис в Китае сходным образом привели обе страны к воз-вращению к "корням" и истокам. Это дает шанс на осуществление конструктивного вза-имодействия современных России и Китая, в ходе которого они смогут значительно обо-гатиться в процессе познания друг друга. Во втором параграфе первой главы «Понятие и основные характеристики нацио-нальной идентичности» приводится определение национальной идентичности как куль-турной нормы, которая отражает эмоциональные и аффективные ориентации индивидов по отношению к своей нации и национальной политической системе . Главными характеристиками национальной идентичности являются общность и от-личительность. С позиции национальной идентичности объясняются процессы регионализма и ре-гиональной экономической интеграции. На основе проведенных им исследований А.П. Цыганков считает, что процесс восстановления посткоммунистической Евразии не мо-жет быть адекватно понят без рассмотрения исторического прошлого республик и их представлений о собственном национальном «Я» . Региональные экономические связи не могут успешно развиваться без соответствующих культурных условий и отсутствия страха потерять свою идентичность в результате такого развития. Сходства в религии, истории и языке, так же как совместимость национальных культур, может служить мощ-ным стимулом регионального сотрудничества. Исследование национальной идентичности также проливает свет на вопросы без-опасности, государственного суверенитета, военных альянсов и союзов (например, ШОС). Важнейшим понятием национальной идентичности является «значимый Другой». По отношению к Китаю в качестве референтов выступают разнообразные типы «Других» - «реальные Другие»: США, Запад, Россия, соседние государства, региональные и меж-дународные организации, в том числе ШОС и ООН; «исторические Другие»: Российская Империя, СССР, социалистический лагерь; «цивилизационные Другие»: западная циви-лизация, православная цивилизация, а также мусульманская цивилизация. Ядро национальной идентичности составляет традиционная, национальная культура, для которой глобализация является сильнейшим испытанием. Основным средством со-хранения идентичности, по мнению многих авторов, выступают диалог и преемствен-ность культур. Однако, на сегодняшний день, такой общий ответ уже не является исчер-пывающим, так как в случае кризиса идентичности, ее быстрых изменений, или в ситуа-ции плюрализации идентичности сам диалог и преемственность культур очень затруд-нены. Например, для России характерен плюрализм идентичности. Ситуация сложилась таким образом в большой мере потому, что Россия рассматривалась как мост между Во-стоком и Западом, и соответственно, как держава, которая соединяет в себе европейские и азиатские начала. В диссертации описывается два возможных направления влияния национальной идентичности на политическое поведение. Во-первых, национальная идентичность определяет то, как международные акторы будут интерпретировать политическую ситу-ацию. Во-вторых, национальная идентичность влияет на принятие политических реше-ний. Сильная национальная идентичность зачастую способна снабжать политических ак-торов дополнительными ресурсами для мобилизации необходимой социальной под-держки. Национальная идентичность является основным понятием нового направления со-циологии международных отношений – конструктивизма. Особенно интенсивно он раз-вивается в Западной, прежде всего американской науке о международных отношениях. Конструктивизм внутренне неоднороден. В нем можно выделить по меньшей мере 3 рас-ходящихся ветви, представленных А. Вендтом, П. Катценстайном и И. Нойманном. В третьем параграфе первой главы «Исследования национальной идентичности в социологии международных отношений» проанализированы связанные с ней понятия образа, установки, стереотипа и мисперцепции. Еще в середине прошлого века широкое распространение получило понятие «обра-зы». Образы в международных отношениях изучали К. Боулдинг , Р. Джервис , Г. Келман , О. Холсти , Р. Броуд и др. Образы бывают положительные и отрицательные, правильные и неправильные, адекватные и неадекватные. Соответственно, они оказы-вают различное влияние на ход событий, развивающийся на международной арене. Пра-вильные образы играют важную роль в управление страной и разрешении международ-ных вопросов. Образ подвержен влиянию установки. Установка – это состояние готовности, воз-никшее на основании опыта и оказывающее определяющее влияние на поведение . Стереотипы – это упрощенные представления об объекте, имеющие яркую эмоцио-нальную окраску, прямо не вытекающие из собственного опыта. Можно выделить два превалирующих стереотипа – это стереотип восприятия и стереотип пропаганды. «Мисперцепция» – это ошибочное восприятие, которое может привести к непра-вильным внешнеполитическим решениям и действиям. Примерами можно служить вос-приятие в Китае в 60-е годы США и СССР как врагов № 1. Вместе с тем образ меняется по прошествии некоторого времени под влиянием тех или иных событий. В качестве примера можно привести идеализированное восприятие Соединенных Штатов Америки в Китае в начале XX в. Данный пример показывает, что по мере изменения ожиданий, надежд и идентификации себя с разными идеалами, одна и та же страна может воспри-ниматься в разное время как «Друг», «Враг» или «Соперник». Занимая важное место в исследовании международных отношений, идентичность для конструктивистов высту-пает в качестве посредника между средой и интересами акторов, главным образом, госу-дарств . Конструктивисты ставят во главу угла взаимосвязь между государственными интересами и идентичностями. А. Вендт попытался создать концепцию национальной идентичности как продукта интерактивных взаимодействий акторов в рамках международной структуры , выделяя три «культуры анархии» (гоббсианскую, локкианскую и кантианскую), три соответ-ствующих им на основе идентичности различных идеальных типа «структуры ролей» (враг, соперник, друг), и три типа интернализации правил по способу легитимации си-стемы (посредством насилия, путем рациональной калькуляции издержек и выгод, в силу взаимной комплиментарности). В отличие от реалистского и либерального подходов, сторонники конструктивист-ского подхода настаивают на том, что идентичность, по сути, является центральной для осуществления того или иного внешнеполитического и внутриполитического стратеги-ческого выбора каждого актора на международной арене. Вторая глава «Социокультурные особенности Китая и России», состоящая из трёх параграфов, посвящена описанию социокультурных особенностей Китая и России, а также наиболее важных факторов, повлиявших на их формирование. Изложенные в пер-вой главе положения конструктивизма конкретизируются применительно к Китаю и России. В первом параграфе второй главы «Факторы формирования социокультурных осо-бенностей Китая» к числу важнейших автор относит исторические факторы – такие, как исторически свершившиеся события, наложившие отпечаток на историческую память народа; географические факторы – особенности геополитического расположения госу-дарства, рельеф местности; природные факторы – климат, природный ресурсный потен-циал; культурные факторы – национальное культурное наследие, идеологические направления, менталитет народа. В историческом развитии Китая диссертант выделяет шесть этапов: династия Цинь – первое в истории Китая единое высокоцентрализованное государство; династия Хань – формирование государственного устройства на основе конфуцианства и даосизма; династии Суй и Тан – эпоха расцвета и благополучия; новая история (1840 –1911 гг.); Китайская республика Сунь Ятсена (1911 – 1949 гг.); Китайская Народная Республика (1949 г. – наст. время). Автор выделяет три основных направления в изменении национальной идентично-сти Китая после образования КНР. Во-первых, в сфере государственных интересов Китай ставит развитие своей наци-ональной экономики на первое место. С точки зрения государственных экономических интересов Китай должен отстаивать стабильность и мир и устанавливать тесную связь с мировой экономикой. Во-вторых, Китай всесторонне участвует в делах мирового сообщества. В первые годы после образования КНР Китай считал, что он принадлежит к социалистическому лагерю, и поддерживал антиимпериалистическую борьбу как в политической, так в эко-номической и военной областях. Переориентация идентичности на «развивающееся со-циалистическое государство с рыночной экономикой» обеспечивает Китаю осуществле-ние интеграции в мировое сообщество при сохранении единства с государствами третье-го мира в политике, с одной стороны, и позволяет все более благоприятно выстраивать независимую внешнюю политику, с другой. В-третьих, участие Китая в делах мирового сообщества усиливает его национальную идентичность. С 90-х годов, по мере того, как регионализация и глобализация все более ясно становились важнейшими тенденциями международных отношений, китайское правительство начало подчеркивать свою азиатско-тихоокеанскую идентичность, укреп-ляя отношения добрососедства и дружбы с сопредельными странами. Китай придает большое значение политическим консультациям с АСЕАН и «Шанхайской пятеркой», активизирует диалоги по вопросам безопасности, стимулирует экономическое сотрудни-чество, играя важную роль в укреплении мира и стабильности в Азии. Автор выделяет следующие природно-географические факторы формирования со-циокультурных особенностей Китая: Во-первых, обширная территория дает Китаю чувство собственной значимости, са-мосознание и самоидентичность великой державы. Типичный материковый характер ме-стоположения Китая придал государству относительно консервативный и скромный, до-вольствующий настоящим положением характер. Из-за большого количества населения, ограниченного количества пахотных земель и других природных ресурсов в течение длительного времени внимание китайского правительства было занято и остается заня-тым в настоящее время в основном внутренними проблемами. Во-вторых, многообразие природных и климатических условий регионов Китая обусловливает многообразные формы социальной структуры и жизненного уклада, а также многочисленные идеологические школы и направления, влияющие на внутреннюю и внешнюю политику страны. В-третьих, Китай представляет собой сухопутную континентальную державу. Тихий океан на востоке, нагория и горы на западе, пустыни на севере, горы и тропические леса на юге ограничивают возможность контактов с внешним миром. Этим также обусловли-вается консервативный и оборонительный менталитет народа и традиционный характер цивилизации. В свою очередь, это обеспечивает независимость, устойчивость, длитель-ность и непрерывность самостоятельного развития производства с одной стороны, и культуры, с другой. Во втором параграфе второй главы «Социокультурные особенности Китая» про-слеживаются своеобразные социокультурные характеристики, особенности националь-ной идентичности и менталитета Китая. Конфуцианство, которое всегда оказывало и продолжает оказывать существенное влияние на социокультурные особенности Китая, делает акцент на гармонии (равновесии) между всеми слоями общества, внутренним и внешним миром, также обществом и при-родой при сохранении их множественности и многообразия. Идеология равновесия, лежащая в основе конфуцианства и даосизма – основных идеологических систем Китая - безусловно, на каком-то этапе затормозила технологиче-ское, экономическое и социальное развитие китайского общества и обусловила его вре-менное отставание от европейской цивилизации. Однако именно эта идеология обеспе-чивает в настоящее время невероятную эффективность политики «Срединного Царства» на мировой арене, делая Китай одним из самых мощных в экономическом отношении государств мира. Кроме того, как отмечает А. А. Сусоколов, концепция баланса сил и равновесия, лежащая в основе китайской идеологии, несомненно, в гораздо большей сте-пени соответствует задачам, стоящим перед современным человечеством, чем альтерна-тивные концепции . Сущность конфуцианской морали состоит в том, чтобы «не принуждать другого де-лать то, чего не желаешь делать сам». Согласно этому, мир и развитие на международной арене возможны лишь тогда, когда каждая страна имеет шанс развиваться своим путем, опираясь на собственные культурно-исторические традиции. На основе этих идей сфор-мировались традиции добрососедства китайской внешней политики и позиция «много-полярного мира». Вместе с тем легизм и даосизм также играют важную роль в формировании социо-культурных особенностей Китая. Важно, что во всем этом культурном многообразии со-храняются единые принципы, которые признаются всеми жителями «Поднебесной» и связывают воедино ее культуру. Одновременно, при едином политическом управлении центральные правительства всех династий не вмешивались в многообразие социальных, экономических и культурных особенностей развития различных частей страны. Иными словами, стремились лишь к политическому объединению, а не гомогености в культур-ном отношении. Эта традиция позволяет вполне совместить два направления: отдельную самоидентификацию (семейную, языковую, религиозную, местную, этническую, наци-ональнальную) и высшую «Поднебесную» идентификацию, что в конечном счете приво-дит к огромной силе сцепления внутри государства. Все феодальные династии Китая традиционно дружески относились к соседям и успешно сохраняли дружеские отношения между собой. В результате этой традиции, а также идеи Конфуция о единении без унификации формировался лозунг «мирное возвы-шение». В современном внешнеполитическом контексте российско-китайских отноше-ний эта идея Конфуция может быть истолкована как желание Китая укреплять мир, гар-монию и сотрудничество с Россией (единение) без перехода на позиции союзника России и признания ее ценностей (унификации). В третьем параграфе второй главы «Социокультурные особенности России» дис-сертант изучает факторы, повлиявшие на формирование социокультурных особенностей России. К ним он относит географический, климатический, религиозный и исторический факторы. Для формирования социокультурных особенностей России существенное значение имеет территория и расположение страны, которая находится на стыке разных типов ци-вилизаций и культур. Современная Россия входит во многие политико-географические пространства и системы - такие, как Европа, Восточная Европа, Ближний, Средний и Дальний Восток, Центральная и Северо-Восточная Азия – что дает ей возможность ре-шать целый ряд цивилизационных и геополитических задач. Положение России на стыке Европы и Азии, а также особый российский климат привели к формированию своеобразного российского менталитета, который включает коллективизм, общинность, преобладание нравственных и моральных ценностей над правовыми, крайности, противоречия, преобладание интуиции над логикой («авось»), патриотизм, преобладание индивидуально-личностных отношений над формальными, преобладание мотивации принадлежности над мотивацией достижения, диффузное об-щение, пессимизм, негативное отношение к богатству (нестяжательство). Россия истори-чески всегда была цивилизационным балансиром, мостом, важнейшим фактором гармо-низации всего комплекса международных отношений. «Евразийская идея», как цивили-зационная программа действий, заложенная в глубине русской культуры, как идея спе-цифической цивилизационной общности, интегрирующей цивилизационные ценности разных типов, может явиться центром притяжения для многих народов евразийского пространства. Оказала влияние на социокультурные особенности русского народа и православная религия. В отличие от католичества и протестантизма, православная ветвь христианства призывает к смирению, терпению и отказу от активного преобразования окружающей действительности, обещая взамен вечное блаженство в загробной жизни. Этим можно объяснить недостаточное внимание русских к обустройству своего быта, слабость моти-вации достижения: зачем что-то менять, если пребывание в этом мире временно и можно потерпеть. Для лучшего понимания социокультурных особенностей России автор обращается к ее истории. Он выделяет следующие этапы формирования России: монголо-татарское нашествие, Петровские преобразования, Отечественная война 1812 г., Первая мировая война и создание СССР, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., распад СССР и останавливается на том влиянии, которое каждый из этих этапов оказал на социокуль-турные особенности России. Только на протяжении XX века в России сменилось три ти-па социального характера: традиционный русский менталитет сменил «советский чело-век», а затем «новый русский». Автор отмечает следующие особенности «советского че-ловека»: вера в светлое коммунистическое будущее; ощущение принадлежности к вели-кому и сильному народу, включенности в движение по магистральному пути мировой цивилизации, подвластности могущественному, никогда не ошибающемуся государству, превосходства под остальным миром. Вместе с тем отмечается двойственность советского человека: высокий уровень образованности сочетался с низкой бытовой культурой, «Я» расщепляется на общественное и личное. «Новые русские» - это бывшие «теневики» и выходцы из советской номенклатуры (КПСС и ВЛКСМ), которые использовали пере-стройку для легализации и увеличения своего материального благосостояния. Ментали-тет «новых русских» отличает цинизм, предпочтение силы разуму, примитивные заим-ствования западной массовой культуры. В третьей главе «Российско-китайские отношения в контексте социокультурных особенностей Китая и России» конкретные факты российско-китайских отношений находят свое объяснение с позиций конструктивизма и с точки зрения социокультурных особенностей обеих стран. В первом параграфе третьей главы «Влияние социокультурных особенностей Китая и России на российско-китайские отношения в исторической ретроспективе» описыва-ется, как социокультурные особенности влияли на всю историю российско-китайских отношений. Начало взаимодействию двух стран было положено на рубеже XVI-XVII веков. Важную роль в российско-китайских отношениях всегда играли и продолжают играть пограничные проблемы. Помимо большой протяженности совместной границы, одной из причин этих проблем являются социокультурные различия, состоящие в том, что Россия и Китай – это разные цивилизационные центры, сформировавшиеся в разное время. Дли-тельное время китайское правительство трактовала контакты с Россией через призму ки-таецентристских воззрений. Только в XIX в. вследствие укрепления позиций России и ослабления Китая было признано равенство в отношениях. Однако, несмотря на сложные взаимоотношения между Китаем и Россией на протяжении всей истории их взаимодей-ствия, между ними никогда не было официально объявлено состояние войны. Это может быть связано с конфуцианским положением о гармоничном развитии в Китае и толе-рантным, миролюбивым отношением к другим народам со стороны России. Несмотря на то, что период с середины XIX в. по 1911 г. был очень сложным для Китая, по мнению автора, он сыграл конструктивную роль. Никогда за моноготысяче-летнюю историю Китая не было столько поражений, смуты, упадка развития, культурно-го хаоса. Вместе с тем, в том числе и в результате переосмысления некоторых устаревших, догматических положений конфуцианства Китай сформировал новую идентичность, ко-торая через столетие позволила ему выйти на передовые рубежи мирового прогресса. Первая мировая война и революция 1917 г. привели к коренной ломке социокуль-турных особенностей России. Китай не воспользовался ситуацией в свою пользу, т.к. у него тогда также было время смуты и хаоса. С этого времени вплоть до образования КНР российско-китайские отношения все более начинают принимать межпартийный характер. Вместе с тем правящая в России ВКП (б) выжидала, какая партия – КПК или Гоминьдан – победит в Китае, чтобы поддержать победителя. Образование КНР в 1949 г. положило начало развитию отношений между двумя коммунистическими державами. Советско-китайские отношения осуществлялись на трех уровнях. Первый уровень подразумевал отношения между лидерами – прежде всего, Мао Цзедуном и И.В. Сталиным. В то время политика была чрезвычайно «персонифициро-ванной». Это связано с социокультурной традицией высокой дистанции власти в России и Китае, согласно которой независимо от политического режима вся полнота власти принадлежит одному человеку. В России единоличную власть воплощал в разные исто-рические эпохи президент, генеральный секретарь, царь, император. В Китае если не все, то очень многое зависело от императора или председателя партии. Высокая дистанция власти сложилась в России и Китае вследствие больших географических размеров и многонационального населения. Поскольку такие отношения считались наиболее важ-ными, принципиальные решения могли приниматься только на уровне высших лидеров. Второй уровень охватывал отношения в международном коммунистическом лагере, где проходил водораздел между двумя враждебными и противостоящими силами. Третий уровень имел отношение к идеологии, которую следовало доводить до населения. На протяжении всего XX в. главным фактором, определяющим взаимоотношения двух стран, стал идеологический. В отношениях между двумя коммунистическими странами можно выделить не-сколько периодов: период дружбы (1949 - 1959 гг.), конфронтации (1959 – 1981 гг.) и нормализации (1981 - 1991 гг.). Особую роль сыграла «культурная революция». В конце этого периода, основываясь на социокультурной особенности интравертности и закры-тости, Китай отдал предпочтение решению внутренних проблем и взял курс на экономи-ческое развитие. Второй параграф третьей главы «Анализ современного состояния россий-ско-китайских отношений в свете социокультурных особенностей двух стран» посвящен анализу современного этапа российско-китайских отношений, наступившего с распадом СССР. Быстрое признание Китаем России в качестве преемника СССР (26 декабря 1991 г. Россия объявила себя правопреемником СССР, а 27 декабря 1991 г. КНР признала РФ) свидетельствовало о том, что в основе взаимоотношений обеих стран лежат не идеологи-ческие причины, а национальные интересы и социокультурные факторы. Отношения этого периода характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной пра-вовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодей-ствия, активными связями на всех уровнях. Оба государства проявляют политическую волю к превращению конструктивных партнерских отношений в стратегическое парт-нерство в XXI веке. Нынешнее состояние китайско-российских отношений со стороны Китая именуют новой высотой в истории двусторонних отношений, а со стороны России – наилучшим этапом . На региональном уровне также отмечается определенное совпадение нацио-нальных интересов Китая и России. Успешным примером можно служить создание Шан-хайской организации сотрудничества (ШОС). На глобальном уровне также наблюдается сходство. Две стороны приняли решение о становлении многополюсного мироустройства и создании нового международного порядка. Стороны тесно сотрудничают в сфере по-вышения авторитета и эффективности ООН, борьбы с террористической угрозой, реше-ния «горячих вопросов». Стороны ведут эффективную работу по сохранению безопасно-сти и стабильности в Средней и Северо-Восточной Азии. Именно с этими регионами тесно связаны интересы двух стран. В этот период контакты между Китаем и Россией приобрели интенсивный характер. Встречи глав государств проводятся до трех раз в год (официальные визиты, двусторон-ние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС). Стороны углубили взаимное доверие и усилили сотрудничество и координацию в воен-ной области. Особенно в последние годы наблюдается прорыв в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран. Специфической разновидностью сотрудничества Китая и России на уровне регионов является приграничная торговля. Наряду с взаимной эконо-мической выгодой, приграничная торговля выполняет важную социокультурную функ-цию. Именно на приграничных территориях наблюдается наибольшая плотность повсе-дневных контактов между гражданами двух стран, что приводит к взаимному знакомству с культурными особенностями обеих стран. Китай и Россия к настоящему времени построили многоуровневые всеобъемлющие отношения в области политического, экономического, военно-технического, культурного сотрудничества. Китайский взгляд на международные отношения заключается в том, что развитие Китая как великой мировой державы возможно одновременно на основе разви-тия других стран – малых и больших, находящихся в отдалении и соседей, в том числе и России. Китайская позиция заключается в том, что в глобальном мире ни одно государ-ство не может развиваться без связи и помощи со стороны других стран. В третьем параграфе «Тенденции развития российско-китайских отношений в контексте социокультурных особенностей Китая и России» показано, что перспективы развития российско-китайских отношений были намечены в марте 2007 г. во время госу-дарственного визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию. В совместной декларации, подписанной президентом РФ В.В. Путиным и председа-телем КНР Ху Цзиньтао, особый акцент сделан на сотрудничестве двух стран в разных областях, таких как сотрудничество в ООН, борьбе против международного терроризма, в ШОС и других международных организациях, в деле предотвращения распространения оружия массового поражения, вопросе о безъядерном статусе Корейского полуострова и о продолжении шестисторонних переговоров по соответствующим вопросам, в том, что касается ситуации в Ираке, арабо-израильского конфликта, положения в Афганистане, взаимоотношений между Индией и Пакистаном, защиты мира и стабильности в АТР. Большинство из этих направлений перспективного сотрудничества связаны с соци-окультурными особенностями Китая и России. Например, в рамках ШОС сотрудничают только культурно комплиментарные страны. Проблемы нераспространения ОМП и обес-печения мира также помимо реалистских причин имеют и конструктивистские, заклю-чающиеся в миролюбивых традициях Китая и менталитете русского народа. По мере «возвышения» Китая внешняя обстановка становится все менее благопри-ятной для него. В последние десять с лишним лет все громче раздаются заявления о «ки-тайской угрозе». Для их опровержения Китай демонстрирует ответственный подход к международным делам. Во время азиатского финансового кризиса в 1997 г. Китай со-хранил стабильный курс национальной валюты, не прибегая к ее девальвации. Тем самым он способствовал смягчению кризиса в других странах региона. Чтобы найти форму контраргументации зарубежным рассуждениям о «китайской угрозе», в последние годы в Китае широко обсуждается идея «мирного возвышения». В более широком смысле эта концепция адаптирует имидж Китая к современным реалиям . Это можно понимать как «мирное возвышение» Китая на основе соразвития с Россией и другими государствами. Формируется разделяемая обеими странами идентификация, заключающаяся в понимании необходимости обеспечения мира и стабильности как первого и главного условия воз-рождения, прежде всего и главным образом экономического возрождения двух стран, возрастания совокупной мощи каждой из них и создания необходимых условий для их соразвития. С уверенностью можно констатировать, что концепция «мирного возвыше-ния» выгодна и для России. Следуя заветам Дэн Сяопина, в КНР считают обязательным исходить из нацио-нальных интересов. Россия при В.В. Путине также руководствуется своими националь-ными интересами. Теория международных отношений считает, что национальный инте-рес – объективно-субъективная категория . Он зависит в том числе и от социокультур-ных особенностей участников международных отношений. Вместе с тем еще Г. Морген-тау призывал четко разграничивать мотивы внешнеполитического поведения стран на международной арене и их национальные интересы. Национальные интересы, с одной стороны, и заявления о намерениях, а также мотивировки, с другой – не одно и то же. Национальные интересы формируются в первую очередь под воздействием материальных факторов и поэтому достаточно легко просчитываются. Именно объективные обстоя-тельства Китая (перенаселенность, недостаток ресурсов и др.) вызывают обеспокоенность в мире, в том числе и в России, относительно его будущей внешней политики. Другое дело – мотивировка внешней политики. Для Китая она традиционно подается вовне в духе конфуцианства. Можно выделить ряд совпадающих интересов Китая и России: сохранение мира во всем мире, освоение Северо-восточного Китая и Дальнего Востока России, борьба против международного терроризма, построение многополярного мира и противодействие од-нополярности, защита международного права. В них отчетливо прослеживается влияние социокультурных особенностей обеих стран. В то же время у России и Китая имеют ме-сто различные взгляды на проблемы миграции рабочей силы, существуют различия в во-просах о разработке и получении сырья, отсутствует необходимая заинтересованность в инвестиционном сотрудничестве. В заключении приводятся итоги и формулируются теоретические выводы по ос-новным результатам работы, а также обозначаются актуальные аспекты проблемы, тре-бующие дальнейшего изучения. Основные положения и разработки по теме диссертации отражены автором в публикациях: 1. Переопределение национальной идентичности Китая. Актуальные проблемы гу-манитарных наук в XXI веке: Материалы VIII Международной конференции мо-лодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова / Ред. кол. Н.С. Борисов и др. – М.: МАКС Пресс, 2006. – 0,15 п.л. 2. Конструирование национальной идентичности Китая и ее значение для мирового сообщества. Актуальные проблемы гуманитарных наук в XXI веке: Материалы VIII Международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова / Ред. кол. Н.С. Борисов и др. – М.: МАКС Пресс, 2006. – 0,24 п.л. 3. Самоидентификация Китая: цивилизационно-культурный и исторический аспекты // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007. № 2. – 1,1 п.л. 4. Взаимодействие России и Китая в свете их национальных идентичностей. Мате-риалы Международной научной конфереции «Ломоносов – 2007»: Сборник статей аспирантов/ Ред. коллег.: проф. В.И. Добреньков и др. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 0,4 п.л.