ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В последние десятилетия, учитывая рост межнациональной и международной напряженности и стремительно меняющиеся реалии современного общества, в мировой науке приобретает все большую актуальность исследование этнокультурных аспектов идентичности и ее связи с такими феноменами как ксенофобия, экстремизм, психологическая и информационная безопасность, толерантность, мультикультурализм, аккультурация, межкультурное взаимодействие, миграция. В многонациональных странах, таких как Россия, значительная часть населения обладает бикультурной и поликультурной идентичностью. В связи с этим, как в любом полиэтническом, мультикультурном обществе, проблема поиска и обретения этнокультурной идентичности, а также ее взаимосвязь с гражданской идентичностью, оказывается одной из центральных для многих категорий населения и стратегической для государства. Учитывая стремительно меняющуюся социальную ситуацию, обусловленную геополитическими трансформациями, особенностями современного информационного пространства, особую значимость также приобретает проблема расхождения между этнокультурной идентичностью российских детей и подростков по сравнению со старшими поколениями. Существующие результаты исследований идентичности, несмотря на их значительный вклад в фундаментальную науку, не позволяют эффективно изучить ее этнокультурные аспекты в меняющихся этнополитических условиях мультикультурного и полиэтнического общества, каковым является современная Россия. Несмотря на многочисленные исследования, до настоящего времени не выработан единый концептуальный подход к изучению идентичности и ее взаимосвязи с социополитическими процессами и другими феноменами. Для адекватного уровню развития современного научного знания исследования идентичности необходима разработка такого подхода и соответствующих ему эмпирических методов исследования, которые основаны на современных технологиях и предполагают практическую реализацию полученных результатов. Проект предполагает создание нового теоретического подхода к изучению личностных и групповых установок межкультурного взаимодействия с позиций постнеклассической парадигмы и культурно-исторического подхода, разработанного в отечественной психологии и российской гуманитарной науке и активно развиваемого за рубежом. Данный подход нтегрирует понятия и теоретические конструкты, используемые в разных областях естествознания и гуманитарных наук – социальной психологии, психологии личности, психофизиологии, нейробиологии. Предполагается разработка и последующая операционализация системной остнеклассической модели этнокультурной идентичности, в целях создания инструмента измерения личностных и групповых межэтнических установок и формирования условий для позитивного межкультурного и межконфессионального взаимодействия, социальной стабильности и общественного прогресса, профилактики этнических и межгрупповых конфликтов. Для этого будет проведено углубленное эмпирическое исследование, сочетающее качественные и количественные методы, личностно-психологические и социально-психологические методики с психофизиологическими и психофизическими, позволяющие изучать идентичность как на декларируемом, так и на глубинном уровне. Будет также применен инновационный методический инструментарий с использованием современных технологий и принципов междисциплинарного исследования - технологии виртуальной реальности и аппаратных программных компексов. Исследование предполагается провести в 7 регионах Российской Федерации с различными этносоциальными условиями. Основным исследованием предполагается охватить около 2000 респондентов. Будут также проведены более глубинные исследования на различных выборках, позволяющие всесторонне изучить механизмы, лежащие в основе межкультурных установок и межкультурного взаимодействия. По результатам исследования будут разработаны и апробированы практические программы для различных групп (школьники, студенты, педагоги, и др.) по формированию позитивной этнокультурной идентичности, формированию установок позитивного межкультурного взаимодействия, профилактике ксенофобии, экстремизма и мигрантофобии. Будут подготовлены рекомендации для социальных институтов (школ, ВУЗов, общественных организаций) по определению путей и условий формирования позитивного межкультурного и межконфессионального взаимодействия.
In recent decades, given the rise of ethnic and international tension and the rapidly changing realities of modern society, in the world of science is becoming increasingly important aspects of the study of ethnocultural identity and its relation to phenomena such as xenophobia, extremism, psychological and information security, tolerance, multiculturalism, acculturation, Interculturality, migration. In multiethnic countries, such as Russia, much of the population has a bicultural and multicultural identity. In this regard, as in any multi-ethnic, multicultural society, the problem of finding and gaining ethno-cultural identity, as well as its relationship to civic identity, is one of the central problems for many groups and strategic for the state. Given the rapidly changing social situation, due to geopolitical transformation, especially modern information space, a special significance also is the problem of discrepancies between the Russian ethno-cultural identity of children and adolescents compared with older generations. Existing research identity, despite their significant contribution to fundamental science, do not allow to effectively explore its ethnic and cultural aspects of ethno-political conditions in the changing multicultural and multi-ethnic society, which is the present-day Russia. Despite numerous studies, to date there is no single conceptual approach to the study of identity and its relationship with the socio-political processes and other phenomena. For an adequate level of development of modern scientific knowledge necessary to develop research identity of this approach and the corresponding empirical research methods, which are based on modern technologies and suggest practical implementation of the results. The project involves the creation of a new theoretical approach to the study of individual and group settings from the perspective of intercultural postnonclassical paradigms and cultural-historical approach developed in the national psychology and the humanities in Russia and is actively developing overseas. This approach Integrate concepts and theoretical constructs that are used in various fields of natural sciences and the humanities - social psychology, personality psychology, psychophysiology, neurobiology. Involves the development and subsequent operationalization of the model system postnonclassical ethno-cultural identity, in order to create a tool for measuring individual and group interethnic attitudes and creating the conditions for positive intercultural and interfaith interaction, social stability and social progress, prevention of ethnic and inter-group conflicts. To do this will be an in-depth empirical study combining qualitative and uantitative methods, personality, psychological and socio-psychological methods with sychophysiological and psychophysical to studying identity as the declared and on a deeper level. There is also applied an innovative methodological tools using the latest technologies and principles of interdisciplinary research - the technology of virtual reality hardware and software Kompeks. The study is expected to take place in 7 regions of the Russian Federation with different ethno-social conditions. Basic research is intended to cover about 2,000 respondents. Will also carry out more indepth studies on the various samples, allowing comprehensively study the mechanisms underlying the cross-cultural attitudes and intercultural interaction. According to the results of the study will be developed and tested practical programs for various groups (pupils, students, teachers, and others.) On the formation of positive ethnic and cultural identity, the formation of positive attitudes of intercultural interaction, prevention of xenophobia and extremism and migrant. Recommendations will be prepared for the social institutions (schools, universities, nongovernmental organizations) to identify ways and conditions for a positive intercultural and interfaith cooperation.
Будет разработана системная модель изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы. Будет проведен аналитический обзор российских и зарубежных исследований по проблемам этнокультурной идентичности, межнациональных отношений и межэтнических конфликтов. ряду направлений. В результате обзора будут получены исчерпывающие данные о достижениях современной науки в области изучения межнациональных отношений и этносоциальных процессов, причин возникновения этнических конфликтов и их профилактики. Будет разработана программа углубленного эмпирического исследования с подробным описанием и обоснованием подхода и используемых методов для проведения всероссйского мониторинга. Программа принципиально отличается от чисто социологического исследования, и направлена на более глубокое изучение этнополитической ситуации в России и поиск причин этнических конфликтов и межкультурного непонимания и может заложить концептуальную и методологичесую основу формирования сквозной многоуровневой системы мониторинга демографических, этнокультурных и политических процессов в системе межнациональных отношений. На основе разработанной программы будет проведено и проанализировано эмпирическое исследование в регионах РФ с различными этносоциальными характеристиками: Центральный федеральный округ (Москва и Московская область), Южный федеральный округ (Ростовская область, Краснодарский край), Северо-Кавказский федеральный округ (Республики Северная Осетия и Дагестан), Крымский федеральный округ (Республика Крым, г. Севастополь), Приволжский федеральный округ (Республика Татарстан), Сибирский федеральный округ (Новосибирская и Кемеровская области), Северо-Западный федеральный округ (г.Санкт-Петербург, Вологодская область). (Регионы проведения исследования будут окончательно определены по результам анализа этнополитической ситуации). По результатам исследования будет создана база данных, которая может использоваться для сравнения с последующими срезами и с дургими регионами. На основе применения технологии виртуальной реальности и аппаратных пограммных комлексов будут разработаны уникальные методы оценки психоэмоциональных состояний в процессах восприятия другой этнической группы, что позволит изучить глубинные механизмы установок в межэтническом взаимодействии. Будут проведены межисциплинарные научные семинары и круглые столы по обсуждению результатов проекта, что будет способствовать выявлению и формированию единых ценностных установок, принимаемых и разделяемых научно-экспертным сообществом по проблемам устойчивого гармоничного развития России и её регионов в условиях национального, конфессионального и этнокультурного разнообразия. Результаты проекта будут опубликованы в изданиях индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus (8), РИНЦ (9) и представлены в одной монографии, а также прелставлены на российских и международных конференциях, что позволит сделать их достоянием научной и широкой общественности. Результаты по каждому этапу будут представлены в научном отчете.
Зинченко Ю.П. на протяжении многих лет развивает постнеклассическую методологию в психологии и применяет культурно-исторический подход Л.С.Выготского к психологическим исследованиям. Данный подход, рассматривающий человека и его психику как саморазвивающиеся системы, и показавший свою эффективность в различных областях психологии, имеет большие перспективы при создании методологической основы для изучения этнокультурной идентичности. Разработано научное направление «Психология безопасности», одним из основных компонентов которого является преодоление ксенофобии, экстремизма и развитие межкультурной толерантности. Зинченко Ю.П. и Черноризовым А.М. разработано направление «Применение технологии виртуальной реальности в психологии». Солдатовой Г.У. разработаны научные направления «Психология межэтнической напряженности», «Психология толерантности». Ею разработана целостная социально- психологическая концепция межэтнической напряженности, сконструированы специальные эмпирические программы изучения и измерения межэтнической напряженности, этнической идентичности, особенностей этномобилизационных процессов и этнической толерантности, позволяющие объединить социально-психологический и индивидуально-личностный уровни анализа. Шайгеровой Л.А. разработано направление «Психология вынужденной миграции», разрабатывается культурно-исторический подход к исследованию этнокультурной идентичности и межкультурной коммуникации. Участниками проекта разработаны психодиагностические методики, широко используемые российскими учеными и за рубежом для изучения различных аспектов идентичности и межнациональных и межкультурных отношений (Диагностический тест отношений, Культурно- ценностный дифференциал, Опросник «Типы идентичности» - Солдатова; Индекс толерантности - Солдатова, Шайгерова, Хухлаев), Разработана комплексная программа для изучения этнокультурной толерантности личности (Солдатова, Шайгерова).
В рамках проекта будут разработаны системная модель изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы и программа эмпирического исследования, которые внесут важный вклад в совершенствование системы мониторинга этносоциальных процессов. Системная модель изучения межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы и программа углубленного эмпирического исследования, направленная на изучение этнополитической ситуации в России и поиск причин этнических конфликтов и межкультурного непонимания, могут заложить концептуальную и методологичесую основу формирования сквозной многоуровневой системы мониторинга демографических, этнокультурных и политических процессов в системе межнациональных отношений. Аналитический обзор российских и зарубежных исследований по проблемам этнокультурной идентичности, межнациональных отношений и межэтнических конфликтов позволит получить исчерпывающие данные о достижениях современной науки в области изучения межнациональных отношений и этносоциальных процессов, причин возникновения этнических конфликтов и их профилактики. Проведение на основе разработанной программы эмпирического исследования в регионах РФ с различными этносоциальными характеристиками и его анализ внесут важный вклад в исследование проблем языковой и культурной идентичности, путей и условий формирования позитивных общегражданских культурно-исторических символов как факторов социальной стабильности. Практические программы различного формата (тренинги, лекции, обучающие семинары, практикумы) для различных категорий населения (школьники, работники образования, социальных служб, мигранты и т.д.), которые будут разработаны в рамках проекта, представляют собой эффективные методы регулирования межэтнических, межконфессиональных, межнациональных отношений и этносоциальных процессов. Важный вклад в решение этой проблемы также внесут программы учебных курсов, разработанные в рамках проекта и внедренные в образовательный процесс высшей школы. Разработка и применение инновационного методического инструментария с использованием современных технологий и принципов междисциплинарного исследования - технологии виртуальной реальности и аппаратных программных компексов - приведет к совершенствованию средств анализа условий и механизмов возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 18 мая 2015 г.-15 декабря 2015 г. | Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы (с использованием технологии виртуальной реальности и аппаратных программных комплексов) |
Результаты этапа: 1. Информационно-аналитическая справка об особенностях регионов, в которых запланировано проведение исследования (социальная ситуация, этнокультурный состав, особенности межкультурного взаимодействия и т.д.). 2. Аналитический обзор российских и зарубежных теорий, концепций и моделей этнокультурной идентичности и подходов к ее исследованию. 3. Разработанная программа эмпирического исследования с подробным описанием и обоснованием подхода и используемых методов. 4. Результаты пилотажного этапа исследования и их анализ. 5. Доработанная схема эмпирического исследования с учетом результатов пилотажного исследования. 6. Научный семинар по совместному обсуждению результатов пилотажного этапа мониторинга и результатов разработки и апробации методов с применением технологии виртуальной реальности и психофизиологических методик. 7. 5 публикаций по результатам проекта: 2 из них в изданиях, индексируемых в базах Web of Science и Scopus. 8. Включение полученных в исследовании данных в программы образовательных курсов «Психология межкультурных коммуникаций», «Психология безопасности», «Технические и программные средства в психологическом исследовании: психофизиология». 9. Представление результатов проекта на Европейском психологическом конгрессе 7-10 июля 2015 (Милан, Италия), в докладах студентов и аспирантов - участников проекта - на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2015», «Ломоносовские чтения», Международной конференции ECEM-2015 (Европейская конференция по движениям глаз) и ежегодной российской конференции, посвященной экспериментальным психологическим исследованиям в России. 10. Научный отчет по данному этапу проекта. | ||
2 | 1 января 2016 г.-15 декабря 2016 г. | Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы (с использованием технологии виртуальной реальности и аппаратных программных комплексов) |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 января 2017 г.-15 декабря 2017 г. | Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы (с использованием технологии виртуальной реальности и аппаратных программных комплексов) |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".