ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Изучение роли социокультурных факторов в развитии патологических форм адаптации, психологических механизмов формирования новых видов такой адаптации, влияния современных технологий и научно-технического прогресса на границы психической нормы и патологии позволит выявить рискованные зоны воздействия социокультрных трансформаций, обусловленных развитием современных коммуникативных, информационных и направленных на удовлетворение потребностей технологий, и разработать систему эффективных методов профилактики и коррекции таких нарушений. В данном проекте трансформация границ психической нормы и патологии рассматривается с позиций современной клинической психологии как следствие неэффективных стратегий адаптации и преодоления стрессовых социальных ситуаций. Предполагается изучить механизмы формирования социально неэффективных и аномальных форм адаптации в современной социокультурной среде. Исследования позволят разработать теоретические основы нового направления клинической психологии, изучающего связь культуры и патологии, создать основу для конкретных многоуровневых психопрофилактических и психокоррекционных программ.
Получены новые, оригинальные результаты, свидетельствующие о том, что влияние современных технологий на динамику границ психической нормы и патологии существенно и порождает множество ранее неизвестных видов психических отклонений. Обнаружено, что изменения в культуре, научно-технический прогресс, репрессивные воздействия цивилизации порождают новые формы психических девиаций, специфических форм поведения, направленных на адаптацию индивида к этим изменениям или воздействиям; существует значительный диапазон форм поведения (деятельности), являющихся следствием дезадаптации или видами патологической адаптации к различным культурным феноменам; при этом все эти формы поведения, несмотря на их разнообразие, могут быть обозначены как формы «упрощения» реальности; многие из таких форм поведения не представляются патологическими с позиций «классической» психиатрии или клинической психологии, однако, по своей сути, они могут быть квалифицированы как ограничивающие или даже инвалидизирующие; при этом, с другой стороны, очевидна и их адаптационная направленность – в случае нереализации этих форм поведения можно предположить высокую вероятность развития более выраженной социальной дезадаптации или даже «классических» психических нарушений; основным характерным признаком описываемых форм поведения (деятельности) является выраженная психологическая зависимость от них, выражающаяся в: положительном аффекте, сопровождающим их осуществление; чувстве дискомфорта при невозможности их реализации; неадекватно большимзначением (личностным смыслом) их для индивида; регулировании («подчинении») других видов деятельности так, чтобы они способствовали осуществлению «зависимого» поведения (неадекватно высокому положению мотивов данного поведения в иерархии мотивов индивида). Существуют механизмы распространения зависимости – социальное «заражение» «зависимым» поведением, при котором «зависимый» индивид, транслируя другим различные субъективно положительные качества такого поведения, его высокую значимость или желательность, индуцирует этих других субъектов «зависимым» поведением. Также существуют социальная привлекательность одинаково «зависимых» индивидов к общению друг с другом, тенденции к их объединению в различные неформальные группы. Особенно подвержены патологическому воздействию социокультурной среды дети и подростки.
факультет психологии | Соисполнитель |
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 ноября 2005 г.-1 ноября 2007 г. | Исследование влияния современных технологий на развитие человека и формирование патологических форм адаптации |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".