ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Неявное знание - это знание имплицитное, не вербализованное, не раскрывающееся в текстах и при этом играющее колоссальную роль в развитии науки. Предметом исследования выступают многообразные формы и проявления неявного знания в развитии отечественной психологической науки последнего столетия. Проект предполагает проведение сравнительного анализа различных типов неявного знания и раскрытие их роли в развитии российской психологии ХХ века
В ходе анализа сотрудничества А.Н. Леонтьева с Л.С. Выготским рассмотрена диада «учитель — ученик» в науке. Логика преемственности поколений показана на примере возникновения в школе А.Н. Леонтьева смыслоориентированных концепций личности. Обоснована гипотеза о повторяющихся (архетипических) циклах жизненного пути ученого, в основе которых лежит движение личностного знания. Раскрыты три основных фактора продуктивного развития этой школы Раскрыта роль различных видов неявного знания как условий и детерминант различных событий в развитии российской психологии ХХ века - создания первого в России экспериментально-психологического института, развития и подавления ряда научных направлений в советской психологии (рефлексология, реактология и др.), эксплицированы неявные связи между решением учебных творческих задач и научных проблем. Выявлены скрытые социальные и социокультурные факторы, обусловившие подавление свободного развития отечественной психологической мысли 20 – 30-х гг.. Показано, что в составе неявного, знания, которое связано с ценностно-смысловым и мировоззренческим содержанием научной деятельности, важное место занимает образ человека как основание научного познания его психического мира. раскрыты трансформации образа человека в становлении советской психологии. На примере анализа развития проблемы детерминации психики в творчестве А.Н.Леонтьева выявлена особая закономерность трансформации психологического знания – его переход от явных к скрытым, имплицитным формам существования и разработки
Центр творчества "Гуманитарий" | Координатор |
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 30 сентября 2010 г.-15 декабря 2012 г. | Проблема неявного знания в исторической реконструкции развития российской психологии ХХ века |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".