Роль коммерческих банков и железных дорог в развитии торговли сельскохозяйственными товарами в России во второй половине XIX в. (по статистическим и картографическим источникам Центрально-Черноземного района)НИР

The role of commercial banks and railways in the agricultural trade development in Russia in the second half of the 19th century (based on statistical and cartographic sources of the Central Black Earth region)

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Первый год работы по проекту
Результаты этапа:
2 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Второй год работы по проекту
Результаты этапа: Проект изучает влияние инфраструктуры сферы услуг (коммерческих банков и железных дорог) на экономическое развитие аграрного региона Российской империи во второй половине XIX века. Этот вопрос анализируется на примере Центрального Черноземья, где тогда наблюдались длительные периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры. Для исследования был создан новый массив архивных и опубликованных источников о коммерческих банках, железнодорожных перевозках сельскохозяйственных товаров и об урожае основных зерновых культур. Особое внимание было уделено статистическим и картографическим источникам. В проекте используются корреляционный анализа, сетевой и геоинформационный анализ, а также анализ визуальных источников. В результате делается вывод о том, что в Центральном Черноземье в целом в 1874-1901 гг. были достаточно тесно взаимосвязаны аграрное производство, перевозки сельскохозяйственной продукции и банковский кредит, связанный с сельским хозяйством. В то же время, ситуация в разных районах варьировалась: были территории с достаточно развитой инфраструктурой (Орловская губерния на Рижско-Орловской магистрали к западным границам), районы с недостаточной плотностью железнодорожной сети (Курская и Воронежская губернии), а также районы, где не удалось создать банковскую систему в том объеме, чтобы стало заметным ее участие в обслуживании существенного товаропотока (Рязанская и Тамбовская губернии на Рязанско-Уральской магистрали и прилегающих к ней ветках подвоза с востока к Москве, а также Тульская губерния). В дополнение к этому бурный рост кредита по всему Центральному Черноземью в 1890-е гг. отставал от роста интенсивности железнодорожных перевозок, создавая у современников ощущение недостатка кредита в аграрных районах.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".