ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Актуальность данной тематики определяется наличием информационных угроз в современном глобальном коммуникативном пространстве, которые прежде всего касаются детей и молодежи. Основное содержание этих угроз заключается в разрушении цивилизационной идентичности молодых людей. Одной из основ цивилизационной идентичности является образ страны и окружающего мира. В результате трансформации цивилизационной идентичности изменяется отношение к стране как к родине, происходит искажение героического начала, модификация образа самоидентичности и изменение морально-ценностных норм. В картине мира человека представление о стране, в которой он живет и рождается, является системообразующим, наряду с такими как самосознание, смысл жизни, образ будущего, безопасность, любовь и счастье. Основными целями исследования являются: 1) Выявить основные лингвистические фреймы в СМИ, отражающие образ России и окружающих стран и образ героического начала. 2) Изучить категориальную структуру восприятия образа России и стран относящихся к Западной и Восточной цивилизациям у представителей молодежи России, Украины и Белоруссии. 3) Провести сравнительный анализ образа России в СМИ и в менталитете молодых людей разных стран. 4) Исследовать формы представления героического начала в СМИ, интернет-пространстве и компьютерных играх и факторы, влияющие на идентификацию зрителя/игрока с героем. 5) Выявить структуру субъективных представлений образа страны и образа героя (и образа антигероя) на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Предполагается проделать следующую работу: 1)Произвести анализ междисциплинарных литературных источников, посвященных современным исследованиям образа страны и образа героя. 2) Разработать методики для исследования образа страны и образа героя. Предполагается использование следующих методик: контент-анализ, анкетирование, психосемантическое шкалирование, интервью, фокус-группы. 3) Провести исследование молодежи России (г.Москвы, а также других регионов), Белоруссии и Украины, в возрасте 16-25 лет, в соответствии со сформулированными целями. Научная новизна исследования состоит в комплексном междисциплинарном подходе, применительно к исследованию трансформации представлений о России, а также о странах – субъектах международных отношений, представляющих типологии Западной и Восточной цивилизаций, - на психологическом, психолингвистическом и социологическом уровнях, – с использованием методов и технологий, выявляющих области наибольшего риска для влияния на ценностно-смысловые коды культурных представлений и культурную идентичность россиян в аспекте национальной безопасности.
The relevance of the subject is determined by the presence of cyber threats in the current global communicative space, which primarily relate to children and young people. The main content of these threats is the destruction of the civilizational identity of young people. One of the foundations of civilizational identity is the image of the country and the world. As a result of the transformation of civilizational identity changes related to the country as a country, there is a distortion of the heroic beginning, the modification of the image of self-identity and the changing moral and value standards. In the picture of the world of human perception of the country in which he lives and is born, is a system, along with such as consciousness, meaning of life, the way of the future, security, love and happiness. The main objectives of the study are: 1) to Identify the main linguistic frames in the media reflecting the image of Russia and the surrounding countries and the image of the heroic beginning. 2) to Study the categorical structure of perception of the image of Russia and the countries belonging to Western and Eastern civilizations from youth representatives of Russia, Ukraine and Belarus. 3) Conduct a comparative analysis of Russia's image in the Media and in the mentality of young people of different countries. 4) to Explore forms of representation of the heroic beginning in the media, the Internet and computer games and the factors influencing identification of the viewer/player with a hero. 5) to Reveal the structure of subjective perceptions of the image of the country and the character (and portrayal of anti-hero) of the cognitive, emotional and behavioral levels. It is expected to do the following: 1)analyze the interdisciplinary literature on contemporary studies of the image of the country and the character. 2) to Develop techniques for the study of the image of the country and the character. Assumes the use of the following techniques: content analysis, questionnaires, psycho-semantic scaling, interviews, and focus groups. 3) to Conduct a study on youth 16-25 years according to the formulated goals Scientific novelty is determined by the fact that unworthy in time in interdisciplinary research is not a comparative analysis of transformation of ideas about Russia and other countries and representations of the heroic beginning in the picture of the world of youth and in popular culture. Expected results: 1) identify the categorical structure of the image of the country and the heroic pattern in the picture of the world of youth 2) Identification of value-semantic codes the image of the country and the beginning of the heroic in popular culture (media, Internet communication, computer games) . 3) Identifying features of perception of the image of the country, of countries with different civilizational identity among young people of three countries – Ukraine, Russia and Belarus. 4) Conduct a comparative analysis of the categorial structure of the image of Russia and the countries of East and Western civilizational paradigm of the youth of Russia, Ukraine and Belarus. 5) to Formulate the principles of the impact of computer games on the formation of ideas about the beginning of the heroic youth of Russia, Ukraine and Belarus. The significance of the results is determined by the possibility of their use for evidence-based examination of media content and to develop science-based recommendation to the creators of information products and computer games. The study results will be present in scientific articles and presentations at scientific conferences.
Ожидаемые результаты: 1) Выявление категориальной структуры образа страны и образа героя (героического начала) у современной молодежи; 2) Выявление ценностно-смысловых кодов образа страны и образа героя (героического начала) в современных СМИ, интернет-коммуникации и компьютерных играх. 3) Выявление особенностей восприятия образа России и стран Восточной и Западной цивилизаций у молодежи России, Белоруссии и Украины. 4) Проведение сравнительного анализа категориальной структуры образа России и стран Восточной и Западной цивилизаций у молодежи России, Белоруссии и Украины. 5) Выявление принципов воздействия компьютерных игр на формирование представлений о героическом начале у молодежи России, Белоруссии и Украины. Значимость полученных результатов определяется возможностью их применения для научно обоснованной экспертизы медийного контента, а также для разработки научно обоснованных рекомендаций создателям информационных продуктов и компьютерных игр. Полученные результаты планируется изложить в научных статьях и в докладах на научных конференциях.
Проводилось изучение образа России и других стран – представителей западной и восточной цивилизации – в восприятии студенческой молодежи г. Москвы, с применением методов психологической семантики. Показано, что рефлексивный анализ восприятия образа России и других стран молодежью важен для разработки стратегии презентации этих стран в СМИ в интересах задач международного стратегического партнерства. Образ России, современной и будущей, изучался по следующим параметрам: 1) план содержания: атмосфера жизни в стране; оценка основных субъектов и героев страны; уровень безопасности проживания; временная перспектива развития России; международное окружение и оценка перспектив развития отношений с другими странами; 2) план выражения: особенности вербального и невербального стиля сообщения (наличие пафоса, логоса, метафор и речевых образов); особенности невербального стиля сообщения; 3) план рефлексии: кто мы в цепи времени; миссия России; ресурсы России; возможности России в пространстве и времени. Кроме того, с применением метода семантического дифференциала изучались образы: России как государства, образ России в СМИ, а также образы стран США и объединенной Европы – представители западной цивилизации, и образы Японии и Китая – представители восточной цивилизации.Героический аспект в представлениях молодежи о России изучался путем проведения сравнительного анализа образа «героя России» в период всплеска коллективного самосознания в связи с событиями на Украине и в Крыму в 2013-2014 годах. Полученные данные свидетельствуют об актуализации национальной и культурной идентичности у представителей российской молодежи.Исследования категориальной структуры восприятия образа России и других стран представителями различных слоев и возрастных групп населения позволяют выявлять ценностно-смысловые основания при оценке стран и реконструировать ценностно-смысловой код восприятия образов стран респондентами.
МГУ им. Ломоносова | Координатор |
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 17 февраля 2018 г.-15 декабря 2018 г. | Трансформация ценностно-смыслового кода культурных представлений о России и других странах под воздействием глобальной информационной среды у современной молодежи (в аспекте национальной безопасности) |
Результаты этапа: | ||
2 | 10 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Трансформация ценностно-смыслового кода культурных представлений о России и других странах под воздействием глобальной информационной среды у современной молодежи (в аспекте национальной безопасности) - этап 2019 г. |
Результаты этапа: | ||
3 | 9 января 2020 г.-30 декабря 2020 г. | Трансформация ценностно-смыслового кода культурных представлений о России и других странах под воздействием глобальной информационной среды у современной молодежи (в аспекте национальной безопасности) - этап 2020 г. |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".