Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологииНИР

Technologies for making interactive adaptive multimedia philology-based learning resources

Соисполнители НИР

МГУ имени М.В.Ломоносова Координатор

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
4 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии
Результаты этапа:
5 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии
Результаты этапа: Продолжена подготовка учебно-практических материалов для базы электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии. Разработано специальное программное обеспечение (программа для ЭВМ) для реализации компьютерной интерактивной базы данных звучащей русской речи в Интернете, обеспечивающее основные формы сетевого взаимодействия на базе Wiki-технологии. Результаты работы нашли отражение в 3-х статьях в научных журналах (в том числе 1 журнал из списка ВАК), 3-х статьях в научных сборниках (в том числе 1 публикация в SCOPUS), были представлены в докладах на российских и международных конференциях (4 доклада), по теме опубликованы 2 тезисов.
6 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии
Результаты этапа:
7 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии
Результаты этапа:
8 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии
Результаты этапа: Продолжено изучение принципов эффективного взаимодействия научной и практической информации, накопленной в языкознании, и возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями, с целью автоматизации процессов введения этой информации в образовательное интернет-пространство. Проведено исследование способов снятия неоднозначности слов для разработки алгоритмов автоматической обработки и загрузки в Интернет текстового материала. Были изучены возможности компьютерной обработки текстовых и мультимодальных информационных ресурсов по разным областям языкознания: диахронической лингвистике, сопоставительным аспектам временной семантики и временной хронологии в разных языках, актуальным особенностям функционирования русского языка в мультиязычном и мультикультурном пространстве, особенностям функционирования других национальных языков в информационном Интернет-пространстве (в частности, англоязычного научного дискурса и «денглиша», перспективам развития социально-сетевой дискурсологии и др.). Изучены возможности речевых баз данных как важной части мультимодальных корпусов в Интернете. Практичесие результаты проделанной работы нашли выражение в программе спецкурса «Интернет-технологии для гуманитариев (от html до mysql)», обновленного с учетом требований системы специального профессионального образования (СПО) учебника «ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ. Учебник и практикум для СПО» (под ред. Кедровой Г.Е. Серия: Профессиональное образование место издания Издательство Юрайт Москва, ISBN 978-5-534-10244-4, 439 с.). Тестовый вариант речевой базы данных БД "Мультиязыковая Многоаспектная Фонетическая (ММФБД)" прошел апробацию в учебном процессе, на изобретение получен патент: БД "Мультиязыковая Многоаспектная Фонетическая (ММФБД)"Авторы: Кедрова Г.Е., Крейчи С.А., Потемкин С.Б., Фролова О.Е.#2018620658, 3 мая. Исполнителями НИР опубликовано 16 публикаций, из них 1 статья в SCOPUS, 12 ВАК/РИНЦ, 3 статьи в сборнике, вышло 2 учебника и 1 учебное пособие, запатентована учебная база данных Мультиязыковая Многоаспектная Фонетическая (ММФБД), по основным результатам работы сделано 5 докладов.
9 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии
Результаты этапа: Разработка темы «Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии» велась в 2019 году достаточно интенсивно и затронула многие актуальные теоретические и прикладные аспекты филологической науки. Исполнители работ по теме изучили большой объём новой актуальной информации по всем разрабатываемым направлениям и провели ряд оригинальных исследований в рамках нескольких пилотных подпроектов. В результате проделанной работы в рамках направления исследований по анализу общих вопросов теории и практики систематизации и каталогизирования информации для индексации современных мультиязычных полимодальных электронных образовательных ресурсов было продолжено изучение новых результатов актуальных мировых достижений, имеющих непосредственное отношение к прикладным филологическим проблемам, в первую очередь, в области речевых и мультимодальных технологий, мультиязычного социально-сетевого дискурса, автоматического (машинного) перевода, мультиязыковых параллельных корпусов, массового онлайнового открытого дистанционного и гибридного обучения и соответствующих программных средств. Рассмотрены новые технологические решения для формирования электронных образовательных ресурсов в области лингвистики и лингводидактики, которые используются в программах автоматического аннотирования и индексации информации, мультиязыкового автоматического перевода, в современных системах дистанционного обучения, в том числе в массовых открытых образовательных курсов. Исполнителями НИР опубликовано 20 статей, из них 2 статьи в изданиях из базы данных WoS и SCOPUS, 1 статьи в журнале базы данных RSCI, по основным результатам работы сделано 10 докладов и сообщений на международных научных форумах. Практическая апробация прикладных результатов выполнения этапа прошла в учебном процессе филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в курсах «Компьютерные технологии в филологии» и «Компьютерная практика».
10 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии
Результаты этапа: Разработка темы «Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии» велась в 2020 году достаточно интенсивно и затронула многие актуальные теоретические и прикладные аспекты филологической науки. Исполнители работ по теме изучили большой объём новой актуальной информации по всем разрабатываемым направлениям и провели ряд оригинальных исследований в рамках нескольких пилотных подпроектов. В ходе выполнения работ был сделан специальный акцент на осмысление последствий дигитализации информации мультимедийного и мультиязыкового типа для их размещения в глобальном сетевом пространстве, их воздействия на психику человека, рассмотрены возможные угрозы психическому здоровью детей и молодежи. В результате проделанной работы в рамках направления исследований по анализу общих вопросов теории и практики систематизации и каталогизирования информации для индексации современных мультиязычных полимодальных электронных образовательных ресурсов было продолжено изучение новых результатов актуальных мировых достижений, имеющих непосредственное отношение к прикладным филологическим проблемам, в первую очередь, в области речевых и мультимодальных технологий, мультиязычного социально-сетевого дискурса, автоматического (машинного) перевода, мультиязыковых параллельных корпусов, массового онлайнового открытого дистанционного и гибридного обучения и соответствующих программных средств. Рассмотрены новые технологические решения для формирования электронных образовательных ресурсов в области лингвистики и лингводидактики, которые используются в программах автоматического аннотирования и индексации информации, мультиязыкового автоматического перевода, в современных системах дистанционного обучения, в том числе в массовых открытых образовательных курсов (MOOC). Исполнителями НИР в 2020 г. опубликовано 11 статей, из них 2 статьи в изданиях из базы данных WoS и SCOPUS, 7 статьи в журналах базы данных РИНЦ и RSCI, 3 монографии и 2 учебных пособия. По основным результатам работы сделано 7 докладов и сообщений на международных научных форумах.
11 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии
Результаты этапа: В результате проделанной работы в рамках направления исследований по анализу общих вопросов теории и практики систематизации и каталогизирования информации для индексации современных мультиязычных полимодальных электронных образовательных ресурсов было продолжено изучение новых результатов актуальных мировых достижений, имеющих непосредственное отношение к прикладным филологическим проблемам, в первую очередь, в области речевых и мультимодальных технологий, мультиязычного социально-сетевого дискурса, автоматической обработки дигитализированной информации и (машинного) перевода, мультиязыковых параллельных корпусов, массового онлайнового открытого дистанционного и гибридного обучения и соответствующих программных средств. Рассмотрены новые технологические решения для формирования электронных образовательных ресурсов в области лингвистики и лингводидактики, которые используются в программах автоматического аннотирования и индексации информации, мультиязыкового автоматического перевода, в современных системах дистанционного обучения, в том числе в массовых открытых образовательных курсов. В ходе выполнения работ был сделан специальный акцент на осмысление последствий дигитализации информации мультимедийного и мультиязыкового типа при ее размещении в глобальном сетевом пространстве, ее воздействия на психику человека, рассмотрены возможные угрозы психическому здоровью детей и молодежи. Начат сбор материалов для включение в интерактивное онлайновое учебное пособие по гуманитарной информатике. Исполнителями НИР в 2021 г. опубликовано 11 статей в научных журналах и научных сборниках, из них 3 статьи в изданиях из базы данных WoS и SCOPUS, 3 статьи в журналах ВАК и журналах из базы данных РИНЦ, 1 монография и 1 учебник, а также 8 тезисов докладов на международных научных конференциях. По основным результатам работы сделано 16 докладов и сообщений на международных научных форумах: (8 конференций и 2 конгресса: VII Конгресс РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России». Екатеринбург: 7-8 октября 2021 г.; Международная Конференция (Конгресс): Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности. Москва: 11-13 ноября 2021 г. Практическая апробация прикладных результатов выполнения этапа прошла в учебном процессе филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в курсах «Компьютерные технологии в филологии» и «Компьютерная практика».
12 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии
Результаты этапа: Продолжено изучение информационного Интернет-пространства как особой информационной среды, которая включает семиотический, семантический, эмоциогенный, валеологический и др. аспекты. Рассмотрены трансформации языкового поведения пользователей социальных сетей в мультикультурных полиэтнических мультиязыковых сообществах. Для понимание текущих и будущих проблем инновационного формирования ЭОР на базе социальных сетей подробно изучалась сфера «меметики», включающая различные тематические структурно-системные и семантические особенности феномена «мем» и «мем-коммуникация». Особое внимание уделено исследованию концепта токсичность, рассмотрен феномен нехимической зависимости (аддикции) интернет-пользователей, в связи с чем вводится понятие цифрового квазитекста, содержащего преобразованную сетевую информацию с элементами эмоциогенности и токсичности. Новым направлением изучения прикладных возможностей образовательных Интернет-ресурсов в 2022 году стала сфера нового компьютерного перевода на основе мультиязычных корпусных ресурсов.
13 2 января 2023 г.-29 декабря 2023 г. Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии
Результаты этапа: Результаты работ этапа 2023 года изложены в 7 статьях в сборниках, 8 статьях в журналах, в том числе 1 статья в журнале, индексируемом в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), 2 статьи в журналах, индексируемом в базе данных Scopus, 5 статьей в журналах, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (список ВАК, Российский индекс научного цитирования и др.). Сделано 11 докладов на Всероссийских и Международных конференциях и Конгрессах. Подготовлена и глава в опубликованной в 2023 году коллективной монографии «Портрет говорящего XXI века», с учетом результатов проведенных в текущем году исследований особенностей цифровизации в гуманитарных науках подготовлено 3-е издание, расширенное и дополненное, учебника «Информатика для гуманитариев: учебник и практикум для среднего профессионального образования». Таким образом, можно отметить, что разработка темы «Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии» велась в 2023 году достаточно интенсивно и затронула многие актуальные теоретические и прикладные аспекты филологической науки в эпоху цифровизации. Исполнители работ по теме изучили большой объём новой актуальной информации по всем разрабатываемым направлениям и провели ряд оригинальных исследований в рамках нескольких пилотных подпроектов.
14 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Технологии формирования интерактивных адаптивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по филологии
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".