ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Изучение общественно-культурной жизни России в годы I Мировой войны в контексте и взаимодействии с событиями внутренней жизни страны. Историографическое освоение этой огромной темы только начато. В современных трудах предметом самостоятельного комплексного рассмотрения пока не стала общественно-культурная жизнь России в условиях резкого усиления противоречивости всей жизни страны. По-прежнему остаётся актуальной задача, сформулированная ещё в 1990-е гг., «[…] анализ всей гаммы деформаций в развитии русской культуры военного времени, выявление реакции культуры на эти деформации и определение степени влияния войны на темпы развития и характер культуры» (Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн X –XX вв. Сб-к. М., 1990. С. 5). Подойти к решению такой задачи возможно в рамках комплексного междисциплинарного исследования усилиями большого авторского коллектива. Это и определяет научную значимость и актуальность изучения и осмысления культуры в контексте общественной жизни. Рассмотрение историко-культурных проблем в годы войны на основе изучения максимально большого фактического материала. Исследование должно включать как социокультурный, так и художественный аспекты, при широком понимании историко-культурных процессов. Впервые предпринимается попытка представить социокультурный срез жизни российского общества в годы I Мировой войны в достаточно полном и многообразном объёме. В настоящем издании культура рассматривается как важнейшая составляющая функционирования общества, включающая общественно-политические “движения”, изменения в общественном сознании и народном менталитете. Самостоятельное значение имеет изучение состояния художественной жизни, новаций, рожденных этим временем в различных ее областях. Такое понимание проблем общественно-культурной жизни в годы войны объясняет необходимость 2-х частей в предполагаемом томе «Очерков»: ч. I «Общество и война»; ч. 2 «Художественная жизнь в годы войны». В части 1-й «Общество и война» элементом новизны является обращение к таким вопросам, как гражданская активность в годы войны, формы самоорганизации и проявление самостоятельности действий общественности, постановка вопроса о возможности формировании в России гражданского общества. Одним из важных условий для становления гражданского общества было взаимоотношение власти и общественности, и влияние войны на их характер является одной из проблем общественно-культурной жизни этого времени. Исследование этой проблемы позволяет ответить на принципиальный и дискуссионный в историографии вопрос: наличие гражданского общества в России накануне важнейших революционных событий. Эта тема тесно переплетается с проблемой состояния области политической и правовой культуры, просвещения и образования. Такая взаимосвязь потребовала более пристального изучения данных областей общественной жизни в условиях войны, анализа причин развития общественного движения от патриотических идей единения власти с народом к возникновению в среде общественности открытой оппозиционности самодержавию. Для рассмотрения правовой и политической культуры рубежной вехой является февраль 1917 г., т.к. революционные события февраля-октября 1917 г. – совершенно особый сюжет, требующий и особых подходов. В центре внимания очерков, посвященных политической и правовой культуре, – предреволюционная Россия: ведь именно конфликтность политической среды, “глухота” основных участников политического процесса (и в силу этого их неспособность к диалогу), институциональная несовместимость разнотипных органов власти обусловили глубину политического кризиса. Другие области культуры столкнулись с острыми и новыми проблемами, рождёнными нуждами столь масштабной войны. Война потребовала изменений в высшей, общеобразовательной и профессиональной школе. В числе важных проблем сферы образования было приближение начальной, средней и профессиональной школы к нуждам и потребностям городской и крестьянской жизни, активное привлечение к решению этой проблемы сил общественности с предоставлением им большей, чем раньше, независимости и самостоятельности. Хронологическим рубежом в этой сфере стал 1918 г., радикально изменивший структуру и принципы функционирования высшей и средней школы. Социокультурный аспект рассмотрения жизни российского общества, составляющий основу концепции части 1-й данного издания, предполагает комплексное изучение повседневности. Особенность истории повседневности военного времени в том, что она тесно переплетается с историей событийной, меняется и эволюционирует ускоренными темпами. Вместе с тем интересен и другой аспект: присутствие новейших форм культуры (документальное кино, пропаганда посредством кинематографа и других тиражируемых искусств) сочетается с активизацией такой сугубо традиционной формы как устная коммуникация. Хронологические рамки военной повседневности шире, чем история событий: первые военные черты обнаружились уже в сентябре 1914 г., а мирное время наступило лишь после отказа от политики чрезвычайных мер. Содержание 2-й части «Очерков» составляет изучение того влияния, которые события I Мировой войны оказали на художественную жизнь. Элементом новизны является комплексное исследование различных областей художественной культуры, объединенных таким аспектом рассмотрения, как “художественная жизнь”. Этот аспект предполагает обращение к различным типам регионов – столицы и провинция, новый взгляд на литературу, архитектуру, театр, изобразительное искусство; а также анализ реакции на события войны художественной интеллигенции. Война усилила политическую составляющую в содержании искусства, его публицистичность; способствовала его большей публичности, повысила значение средств культурной коммуникации. Время войны характеризовалось расширением влияния в художественной жизни новых элементов культурного пространства (прежде всего, тиражируемых элементов – кинематограф, открытка, лубок, карикатура, плакат, грамзапись), появлением новых тенденций в творчестве писателей, публицистов, художников, архитекторов, театральных режиссеров и актеров. Новые формы творчества являлись показателем возрастающей потребности в публичности искусства, составляли содержание активно развивающейся в то время массовой культуры. Авторы ставят перед собой задачу анализа соотношения таких понятий, как “массовая культура”, “публичная культура”, “народная культура”, “профессиональная культура”, “низовая культура”, “элитарная культура”. Не трудно заметить, что в публикациях и выступлениях последних лет эти термины получают различное наполнение, и в зависимости от их прочтения по-разному оценивается их взаимное влияние в годы войны. Более того, в зависимости от трактовки этих понятий находится и оценка современными исследователями воздействия I Мировой войны на всю культуру в целом и реакция культуры на это воздействие. Особое внимание в данном проекте предполагается уделить объективным условиям функционирования массовой культуры военного времени: война создала беспрецедентные массовые мобилизации и миграционные потоки, с другой стороны, война резко обострила потребность в психологических средствах релаксации. Системно-функциональный подход – основной при рассмотрении общественно-культурной среды. Такой подход предполагает рассмотрение культуры в движении как целостной системы, функционирующей в общественной среде и определявшей во многом процессы её эволюции. Исследование носит междисциплинарный комплексный характер, так как включает вопросы не только сугубо исторического характера, но и общественно-политического содержания (политическая культура, российская государственность, публицистика религиозных философов и их отношение к войне, церковно-общественная жизнь), художественного содержания – литература, театральное искусство, кинематограф, архитектура, художественная жизнь столиц и провинции, проблемы массовой культуры.
Создание текста коллективной монографии, готовый к работе с издательством. Подача заявки на издательский грант в РФФИ.
Издание продолжает серию коллективных монографий "Очерки русской культуры". У всех авторов имеются публикации и разработки по темам очерков.
Создание текста коллективной монографии, готовый к работе с издательством. Подача заявки на издательский грант в РФФИ.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Очерки русской культуры. Начало XX века. В 2-х чч. Коллективная монография |
Результаты этапа: Уточнена структура. Обсуждены все тезисы очерков. Начата работа над авторскими текстами. Публикации по теме проекта сданы в редакции. 1 публикация вышла из печати. | ||
2 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Очерки русской культуры. Начало XX века. В 2-х чч. Коллективная монография |
Результаты этапа: За 2019 г. созданы первые авторские варианты текстов большинства очерков.В соответствии с этим велась редакторская работа над очерками и доработка их авторами. Продолжен подбор иллюстративного материала. | ||
3 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Очерки русской культуры. Начало XX века. В 2-х чч. Коллективная монография. |
Результаты этапа: Подготовлен текст рукописи "Очерки русской культуры. Начало XX века". В 2-х чч. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".