ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Социологическое исследование учебного процесса, направленное на совершенствование образовательной модели на Юридическом факультете в целях подготовки высококвалифицированных специалистов. Определение эффективности новых образовательных стандартов с точки зрения студентов Юридического факультета. Создание системы обратной связи между преподавателями и студентами в целях совершенствования образовательной среды. Изучение перспектив набора в магистратуру Юридического факультета МГУ. Определение профессиональных и карьерных траекторий выпускников Юридического факультета МГУ. Распространение полученных результатов научных исследований посредством научных публикаций, выступления на конференциях. Включение результатов научных исследований в образовательный процесс посредством таких видов деятельности, как: подготовка и публикация статей, совершенствование учебного процесса с учетом рекомендаций по результатам исследования.
Одно из приоритетных направлений научно-исследовательской работы лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения – социологическое исследование учебного процесса, направленное на совершенствование образовательной модели на юридическом факультете в целях подготовки и эффективного воспроизводства кадров нового поколения. В рамках данного направления в 2015 году лабораторией проведено 4 социологических исследования: 1) «Качество образования в оценках и мнениях студентов Юридического факультета МГУ» 2) «Магистратура Юридического факультета: эффективность стратегии образовательного процесса» 3) «Исследование проблем трудоустройства выпускников» 4) «Рейтинг преподавателей-2015» Вопросы качества образования обретают сегодня особую значимость. Эффективность и конкурентоспособность являются современными нормативными требованиями к организации образовательного пространства. Переход к многоуровневой модели и стандартам третьего поколения означают прагматический поворот в образовательных технологиях. В связи с этим исключительную важность приобретают современные методы подготовки высококвалифицированных специалистов. Проблема заключается в поиске стратегий адаптации студентов к сложностям взаимодействий в рамках учебного процесса, стимулировании точек их профессионального роста. Необходимо всесторонне исследовать установки и оценки обучающихся, степень их удовлетворенности содержанием учебных программ, позиции и ожидания относительно траекторий их успешной самореализации в будущем. Цель исследования - выявить динамику изменения отношения студентов к обучению для повышения качества образования и эффективности учебного процесса. Творческий и инновационный характер среды обучения играет ключевую роль в учебном процессе.Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство студентов находят обучение на юридическом факультете увлекательным и интересным. Качественно новой тенденцией можно считать сокращение в три раза желающих учиться или работать за рубежом по сравнению с предыдущим периодом. Очевидна тенденция к уменьшению интереса заниматься научно-исследовательской работой и преподавательской деятельностью. Аналитика данных выявила следующие тенденции: студенты, которые вовлечены в научно-исследовательскую деятельность чаще встречаются с научным руководителем, раньше начинают заниматься курсовой работой, среди них преобладают те, кто работает по специальности. Данная группа респондентов, активно участвующая в различных формах научной деятельности, в большей степени удовлетворена содержанием учебных дисциплин, значительная их часть подтверждает правильность своего выбора юридического факультета МГУ. Результаты исследования показывают: в целях повышения своей конкурентоспособности на рынке труда значительная часть студентов стремится продолжить обучение в магистратуре юридического факультета МГУ. Для большинства студентов основным мотивом поступления в магистратуру Юридического факультета МГУ являются высокие стандарты качества обучения. Высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава, положительная репутация вуза у работодателей, престижность диплома – все это, по мнению студентов, позволяет сделать выбор и продолжить обучение на факультете. Лишь каждый десятый респондент не имеет таких планов. Чаще всего нежелание поступать в магистратуру обосновывается отсутствием магистерских программ, отвечающих их профессиональным интересам и устремлениям. Кроме того, высокая стоимость обучения в магистратуре и недостаточное, по мнению студентов, количество бюджетных мест, тоже является значимым мотивом отказа от продолжения учебы. Ежегодные исследования профессиональных траекторий выпускников Юридического факультета МГУ позволяют выявить последние изменения в профессиональных предпочтениях студентов, а также соответствие профессиональных притязаний вероятным трудовым вакансиям. Обучение в МГУ традиционно рассматривается как фактор, обеспечивающий конкурентное преимущество выпускникам на рынке труда и хорошие карьерные перспективы в профессиональной сфере. Подтверждением высокого статуса бренда «Юридический факультет МГУ», способности его выпускников выдерживать жесткую конкуренцию на рынке труда, благодаря качественной профессиональной подготовке, служит факт самостоятельного устройства на работу более половины респондентов. Изданы статьи: • Клочкова А.В., Шаронова А.А. «Профессиональные траектории выпускников Юридического факультета МГУ» // Вестник МГУ. Серия «Право».2015.№ 4. • Липатова М.Е. Ценность образования в жизненных стратегиях современной российской молодёжи / Липатова М.Е. // сб. научных тр./ Bezpieczenstwo w srodowisku czlowieka / Monografia. Redakcja naukowa Leonid E/Shvartsburg, Tadeusz Zaborowski. – Instytut Badan i Ekspertyz Naukowych, w. Gorozow Wlkp., Poland Poznan – с. 170-175. • Клочкова А.В.,Шаронова А.А. «Использование инновационных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса»// Вестник МГУ. Серия «Право».2015.№ 3. • Липатова М.Е. Роль образования в жизненных стратегиях / Липатова М.Е. // сб. научных тр. // Человек и общество: опыт и перспективы социологических исследований / науч. ред. Г.В. Жигунова – 2015 г. – МГГУ, г. Мурманск – с. 75-81. • Шаронова А.А. «Ценностные ориентации студентов глазами преподавателей: контуры кризиса доверия» / Сб. Десятые Ковалевские чтения . Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года,СПб.,2015. • Хвыля-Олинтер Н. Система образования и социальный потеницал молодежи // Десятые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. — Скифия-принт Санкт-Петербург, 2015. — С. 1579–1582. • Клочкова А.В., Шаронова А.А. Трудоустройство выпускников как критерий качества юридического образования МГУ. Новая адвокатская газета. №24 Подготовлены доклады на научных конференциях: • Шаронова А.А. Доклад «Ценностные ориентации студентов глазами преподавателей: контуры кризиса доверия» / Всероссийская научно-практическая конференция X Ковалевские чтения. Россия в современном мире: взгляд социолога. 13-15 ноября 2015 года, Санкт-Петербург, Россия, 13-15 ноября 2015 • Липатова М.Е. Ценностные ориентации молодёжи в современной России / Круглый стол "Постсоветская образованная молодёжь в современной России: ценности и отношения". 26 февраля 2015 г. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. г. Москва, Россия. • Липатова М.Е. Роль образования в жизненных стратегиях молодёжи / Международная научно-практическая конференция "Человек и общество: опыт и перспективы социологического исследования". 12 - 13 марта 2015 г. Мурманский государственный гуманитарный университет. Социально-гуманитарный институт. Кафедра социальных наук. г. Мурманск, Россия. • Хвыля-Олинтер Н. II Международная научно-практическая конференция «Инновации в образовании: философия, психология, педагогика», КУ Сумской областной институт последипломного педагогического образования, Украина, 3 декабря 2015. Доклад: Последствия реформы системы образования для молодого поколения России. • Липатова М.Е. Образовательные стратегии современной молодёжи в условиях социальной неопределённости / III Annual International CCCS Conference "Culture and Identity". 3 - 5 сентября 2015 г. Center for Culture and Cultural Studies. Республика Македония, г. Скопье. • Липатова М.Е. Жизненные стратегии молодёжи в обществе знания / Всероссийская научная конференция Х Ковалёвские чтения. Россия в современном мире: взгляд социолога. 13 - 15 ноября 2015 г. Санкт-Петербургский государственный университет. Социологическое общество им. М.М. Ковалевского. г. Санкт-Петербург, Россия.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. | Мониторинг эффективности юридического образования (исследования: "Магистратура юридического факультета": эффективности стратегии образовательного процесса", "Рейтинг преподавателя-2015", "Исследование проблем трудоустройства выпускников") |
Результаты этапа: Изданы статьи: • Клочкова А.В., Шаронова А.А. «Профессиональные траектории выпускников Юридического факультета МГУ» // Вестник МГУ. Серия «Право».2015.№ 4. • Липатова М.Е. Ценность образования в жизненных стратегиях современной российской молодёжи / Липатова М.Е. // сб. научных тр./ Bezpieczenstwo w srodowisku czlowieka / Monografia. Redakcja naukowa Leonid E/Shvartsburg, Tadeusz Zaborowski. – Instytut Badan i Ekspertyz Naukowych, w. Gorozow Wlkp., Poland Poznan – с. 170-175. • Клочкова А.В.,Шаронова А.А. «Использование инновационных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса»// Вестник МГУ. Серия «Право».2015.№ 3. • Липатова М.Е. Роль образования в жизненных стратегиях / Липатова М.Е. // сб. научных тр. // Человек и общество: опыт и перспективы социологических исследований / науч. ред. Г.В. Жигунова – 2015 г. – МГГУ, г. Мурманск – с. 75-81. • Шаронова А.А. «Ценностные ориентации студентов глазами преподавателей: контуры кризиса доверия» / Сб. Десятые Ковалевские чтения . Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года,СПб.,2015. • Хвыля-Олинтер Н. Система образования и социальный потеницал молодежи // Десятые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. — Скифия-принт Санкт-Петербург, 2015. — С. 1579–1582. • Клочкова А.В., Шаронова А.А. Трудоустройство выпускников как критерий качества юридического образования МГУ. Новая адвокатская газета. №24 Подготовлены доклады на научных конференциях: • Шаронова А.А. Доклад «Ценностные ориентации студентов глазами преподавателей: контуры кризиса доверия» / Всероссийская научно-практическая конференция X Ковалевские чтения. Россия в современном мире: взгляд социолога. 13-15 ноября 2015 года, Санкт-Петербург, Россия, 13-15 ноября 2015 • Липатова М.Е. Ценностные ориентации молодёжи в современной России / Круглый стол "Постсоветская образованная молодёжь в современной России: ценности и отношения". 26 февраля 2015 г. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. г. Москва, Россия. • Липатова М.Е. Роль образования в жизненных стратегиях молодёжи / Международная научно-практическая конференция "Человек и общество: опыт и перспективы социологического исследования". 12 - 13 марта 2015 г. Мурманский государственный гуманитарный университет. Социально-гуманитарный институт. Кафедра социальных наук. г. Мурманск, Россия. • Хвыля-Олинтер Н. II Международная научно-практическая конференция «Инновации в образовании: философия, психология, педагогика», КУ Сумской областной институт последипломного педагогического образования, Украина, 3 декабря 2015. Доклад: Последствия реформы системы образования для молодого поколения России. • Липатова М.Е. Образовательные стратегии современной молодёжи в условиях социальной неопределённости / III Annual International CCCS Conference "Culture and Identity". 3 - 5 сентября 2015 г. Center for Culture and Cultural Studies. Республика Македония, г. Скопье. • Липатова М.Е. Жизненные стратегии молодёжи в обществе знания / Всероссийская научная конференция Х Ковалёвские чтения. Россия в современном мире: взгляд социолога. 13 - 15 ноября 2015 г. Санкт-Петербургский государственный университет. Социологическое общество им. М.М. Ковалевского. г. Санкт-Петербург, Россия. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".