ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
“Аналоговая” традиционная форма образовательного ландшафта (учебник, классно-урочная система), существенно трансформируется в инновационной образовательной конфигурации “человек-компьютер-цифровая образовательная среда”. Значительное число созданных образовательных систем обеспечили новые способы мгновенного получения информации, высокую скорость, больший объем и разнообразие видов получаемой субъектом обучения информации, предъявляя новые требования к когнитивным процессам человека. Многочисленные исследования, посвященных эффективности и иным аспектам отдельных компонентов электронного обучения, тем не менее не сформулировали обобщенные требования к результативности электронного обучения в рамках системно-деятельностного подхода в условиях нарастающих возможностей и разнообразия цифровых технологий, необходимости обеспечения целостности и эффективности образовательного процесса и с учетом многообразия индивидуальных особенностей субъекта обучения. Целью проекта является выработка путей создания и применения обобщенной модели цифрового образования и электронной образовательной среды на основе разрабатываемого авторами системно-деятельностного подхода. В ходе исследования будут выработаны принципы и системные критерии использования цифровых образовательных технологий на основе объективных нейрофизиологических и поведенческих показателей, психологических параметров, нейрофизиологических показателей и традиционных подходов к оценке академической успешности обучающихся. Исследование актуально как в свете фундаментальных вопросов современной психологии и нейронаук, так и для решения приоритетной задачи развития Российской Федерации ‑ создания цифровой экономики. Проект рассчитан на три года.
Traditional "analogous" form of the educational landscape (textbooks, traditional classroom system) undergoes drastic transformation under conditions of the novel educational configuration comprising personal interaction with the computer-assisted digital environment. A considerable number of currently developed educational systems provided new ways of instant access to teaching resources; higher speed, bigger volume and variety of types of information obtained by the subject of learning which imposes new requirements to cognitive processes of the person. Numerous studies of efficiency and other aspects of digital learning nonetheless did not elaborate generalized requirements to effectiveness of digital learning as a system within activity-system approach with the reference to the requirements of integrity and efficiency of educational process and variability of individual differences of the subject of training under conditions of growing opportunities and variety of novel digital technologies. Current project aims at development of the pattern of creating and further implementing the generalized model of digital education and the electronic educational environment on the basis of the activity-system approach expanded by the authors of this project. The research will result in development of the principles and system criteria of digital educational technologies implementation on the basis of objective neurophysiological and behavioral indicators, psychological parameters, neurophysiological indicators and traditional approaches of assessing academic success of the students. The proposed study is important for solving the fundamental issues of modern psychology and neurosciences as well as for the development of the digital economy ‑ the strategic priority of the Russian Federation. The project duration is three years.
Будут разработаны методологические основания построения модели цифровой образовательной среды на основании системно-деятельностного подхода. Будут разработаны системные индикаторы эффективности цифрового образовательного пространства. Будет разработана методику оценки эффективности влияния цифровых образовательных технологий и виртуальных технологий с использованием системных индикаторов. Будут проведены исследования системных процессов восприятия и обработки информации человеком при взаимодействии с аналоговыми и цифровыми формами представления знаний на примере функции чтения. Будет оценена эффективность электронных образовательных форм при усвоении и понимании знаний, представленных на родном и иностранном языках с использованием системных индикаторов. Будет произведена оценка эффективности использования цифровых и виртуальных технологий в образовательном процессе, разработаны и проверены новые инновационные экспериментальные процедуры для изучения трансформаций когнитивных функций, опосредствующих процесс чтения, а также новые экспериментальных процедуры для оценки эффективности использования цифровых и виртуальных технологий в образовательном процессе. Будут установлены оптимальные параметры функционального состояния организма человека как как компонента образовательной системы для наиболее эффективного взаимодействия с цифровой средой. Будут разработаны критерии эффективного взаимодействия с цифровой образовательной средой на основании системных индикаторов. Будет сформирован перечень рекомендаций по построению цифровых образовательных технологий с точки зрения разработанной системной модели цифрового образования. Будут разработаны подходы к созданию и применению модели цифрового обучения и цифровой образовательной среды с целью ее дальнейшего применения для оценки существующих и создаваемых цифровых образовательных систем и практик.
В последние годы коллектив сотрудников факультета психологии МГУ разработал ряд теоретических и методических вопросов использования комплексного подхода к изучению протекания когнитивных процессов человека, включающий в себя комплексное использование классических психологических методик, технологий регистрации движений глаз, технологий виртуальной реальности и регистрации биоэлектрической активности головного мозга. Результатом такого сотрудничества явился анализ преимуществ и недостатков этого подхода по сравнению с классическими методами исследований. В ряде совместных публикаций было показано, что основными ее отличиями являются экологическая валидность, пластичность, возможность моделирования различных экспериментальных условий. Благодаря использованию разработанной методологии были получены существенные научные результаты в области изучения протекания различных когнитивных процессов и разработки методов их диагностики в норме и патологии. Психофизиологические исследования участников настоящего проекта были направлены на разработку и построение многофакторных психофизиологических моделей, описывающих состояния центральных и периферических механизмов функциональных состояний человека в условиях виртуальной реальности, максимально приближенных к условиям реальной деятельности. Были получены экспериментальные данные о значимом эффекте стимульных стрессогенных реакций, регистрируемых в условиях виртуальной реальности по сравнению с аналогичными реакциями, наблюдающимися в стандартных условиях применения аверсивных стимулов. Были сформулированы и апробированы подходы к построению Интегральной оценки функционального состояния человека, позволяющей дифференцировать оптимальные и негативные функциональные состояния по комплексу психофизиологических и поведенческих параметров.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 2 ноября 2018 г.-24 октября 2019 г. | Фундаментальные проблемы создания и исследования обобщенной модели цифрового образования на основе системно-деятельностного подхода |
Результаты этапа: | ||
2 | 14 февраля 2020 г.-31 января 2021 г. | Фундаментальные проблемы создания и исследования обобщенной модели цифрового образования на основе системно-деятельностного подхода |
Результаты этапа: | ||
3 | 16 апреля 2021 г.-1 апреля 2022 г. | Фундаментальные проблемы создания и исследования обобщенной модели цифрового образования на основе системно-деятельностного подхода |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".