Разработка научных основ комплексного индивидуализированного сопровождения физкультурно-спортивной деятельности студентовНИР

Development of scientific bases of complex individualized support of physical-sports activity of students

Соисполнители НИР

МГУ имени М.В. Ломоносова Соисполнитель

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 9 февраля 2018 г.-31 декабря 2018 г. Разработка научных основ комплексного индивидуализированного сопровождения физкультурно-спортивной деятельности студентов
Результаты этапа: В результате проведенных в 2018 году исследований (I этап выполнения НИР) разработана диагностическая часть программы комплексного сопровождения физкультурно-спортивной деятельности студентов, состоящая из трех взаимосвязанных блоков. Каждый из них включает ряд методик и получаемых с их помощью производных показателей, имеющих межиндивидуальную вариабельность. Общей целью предложенной программы является не только совершенствование студентов в том или ином виде физкультурно-спортивной деятельности, но и поддержание оптимального уровня индивидуального здоровья. Проведена апробация всех трех блоков предложенной программы на группах начальной подготовки студентов, специализирующихся в боксе. Полученные результаты продемонстрировали информативность совокупности предложенных показателей для решения исследовательских задач и возможность практического применения предложенной программы.
2 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Разработка научных основ комплексного индивидуализированного сопровождения физкультурно-спортивной деятельности студентов
Результаты этапа: Проведено обследование студентов при помощи разработанной на первом этапе НИР комплексной диагностической программы для формирования банка данных о физической подготовленности, морфофункциональном состоянии, психофизиологических особенностях современных студентов. Протестирована физическая подготовленность 423 юношей-студентов 1-2 курсов. На основе экстраполированных распределений результатов тестирования были разработаны нормативы для индивидуализированного сопровождения физкультурно-спортивной деятельности студентов по 10-ти балльной шкале. При сопоставлении результатов тестирования и морфофункциональных показателей студентов-юношей различных физкультурно-спортивных групп (легкая атлетика, футбол, бокс, спортивная гимнастика и плавание) выявлены достоверные различия. Для гимнастов более характерно проявление физического качества «сила» и таких морфометрических параметров, как небольшой рост и средние значения массы тела. У пловцов отмечены более высокие значения жизненной емкости легких, длины и площади поверхности тела. Боксеры по морфофункциональным параметрам занимают промежуточное положение. Скоростные качества преобладают у легкоатлетов и футболистов. Самые высокие значения гибкости прослеживались у боксеров и гимнастов, самые низкие – у легкоатлетов. Наиболее высокие результаты в подтягивании выявлены у гимнастов и боксеров, самые низкие – у легкоатлетов. Показатели гемодинамики у обследованных студентов находятся в пределах возрастной нормы, однако были обнаружены определенные различия. Наиболее высокими были значения показателя минутного объема крови у спортивных гимнастов и боксеров за счет более высоких значений ЧСС. Соответственно, самый высокий тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы в регуляции работы сердца выявлен в группах гимнастов и боксеров. Интегральный показатель «адаптационный потенциал» указывает на то, что все студенты находятся на уровне удовлетворительной адаптации. Для изучения профиля мышечного тонуса был применён метод миофасциографии. Его использование может способствовать разработке конкретных рекомендаций и подбору комплекса упражнений для развития определенной группы мышц. Также данный метод может дать дополнительную информацию для выбора оптимального вида физкультурно-спортивной деятельности студентов. В проведенном исследовании у студентов, занимающихся различными видами физкультурно-спортивной деятельности, выявлены достоверные различия в профиле мышечного тонуса в тех группах мышц, которые наиболее задействованы в их спортивной деятельности. Обобщение представленных результатов свидетельствует о том, что студенты, не занимаясь профессионально спортом, отдали предпочтение тем видам спортивной деятельности, которые соответствуют их физическими и конституциональным возможностям. В исследовании проанализировано влияние на успешность занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности, уровень физической подготовленности и психофизиологические показатели функционального состояния такого фактора, как особенности функциональной сенсомоторной асимметрии. Были получены данные, позволяющие описать различия, связанные с асимметрией в моторной и сенсорных системах, которые могут послужить основой для рекомендаций по сопровождению занятий студентов. Установлено, что анализ динамики показателей физической подготовленности, а также функционального состояния в процессе занятий некоторыми видами физкультурно-спортивной деятельности корректнее осуществлять с учетом исходного уровня общей и специальной физической подготовленности. Так, при занятиях плаванием студентов основной медицинской группы более существенная положительная динамика показателей физической подготовленности в течение года наблюдалась у студентов с более низкой исходной подготовленностью. В отличие от этого психофизиологические характеристики в большей степени претерпевали изменения в течение учебного года у студентов с более высокой исходной физической подготовленностью. Описанные результаты в целом можно учитывать при обосновании рекомендаций по индивидуализированному сопровождению физкультурно-спортивной деятельности студентов.
3 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Разработка научных основ комплексного индивидуализированного сопровождения физкультурно-спортивной деятельности студентов
Результаты этапа: • Сформирована оптимальная батарея тестов для контроля физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) студентов неспециализированного вуза, включающая: для оценки быстроты – бег с высокого старта на дистанцию 30 м (с); для оценки координации движений – челночный бег 3х10 м (с); для оценки силы – подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз); для оценки скоростно-силовых качеств – прыжок в длину с места (см); для оценки гибкости – наклон вперёд с прямыми ногами из положения стоя на скамье (см). • Разработана таблица оценки физической подготовленности, базирующаяся на применении нового подхода, учитывающего асимметричность статистического распределения результатов в различных видах испытаний. • Выявлены наиболее информативные морфофункциональные показатели, оказывающие достоверное положительное или отрицательное влияние на результаты тестирования: длина и масса тела, мышечная масса, показатель жизненной ёмкости легких, общее и процентное отношение жировой массы к массе тела, площадь тела, процент костной массы, обхватные размеры тела, сила кистей рук. • Показаны различия уровня развития отдельных физических качеств, а также текущего функционального состояния и адаптационных процессов, отражающих уровень индивидуального здоровья, у испытуемых с разной латеральной организацией моторной и сенсорных систем. • Обнаружены различия показателей физических качеств, морфофункционального статуса и латеральной организации моторных и сенсорных функций в зависимости от вида ФСД: для юношей, занимающихся спортивной гимнастикой, характерны более высокие показатели силы в сочетании с характерными морфометрическими параметрами (невысокий рост и высокий процент мышечной массы). Большинство среди студентов, занимающихся спортивной гимнастикой, были праворукими. У студентов, занимающихся плаванием, отмечались наиболее высокие значения жизненной ёмкости легких, длины и площади поверхности тела. У студентов со специализацией по легкой атлетике и футболу были лучшие скоростные показатели. Студенты, занимающиеся боксом, по морфофункциональным параметрам могут быть отнесены к промежуточной группе. В отличие от других обследованных выборок для них характерен высокий процент лиц с ведущим левым глазом. • Факторный анализ позволил выявить основные и второстепенные показатели индивидуальных признаков физического развития и функционального состояния студентов, которые целесообразно использовать для объективной оценки уровня физической подготовленности студентов как занимающихся различными видами ФСД, так и конкретным видом.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".