Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадровНИР

Quality of education and criteria of efficiency of legal training

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадров
Результаты этапа: Разработана программа социологического исследования учебного процесса, направленного на совершенствование образовательной модели на Юридическом факультете МГУ в целях подготовки высококвалифицированных специалистов. Определены проблемы исследования, сформулированы цели и задачи, выявлен объект исследования, осуществлен сбор первичной информации, произведена статистическая обработка материалов. Проведен анализ полученных данных, подготовлен отчет о результатах исследования и представлены практические рекомендации. Результаты научных исследований включены в образовательный процесс посредством таких видов деятельности, как подготовка и публикация статей, совершенствование учебного процесса с учетом рекомендаций по результатам исследования.
2 2 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадров
Результаты этапа: Раздел1.«Анализ проблем учебного процесса и успеваемость студентов» 1.1. «Причины снижения успеваемости студентов». Учитывая ряд объективных и субъективных факторов, влияющих на учебный процесс, можно выделить те из них, что привели к резкому снижению успеваемости студентов, а именно: 1. в течение последних лет неуклонно возрастает доля студентов, обучающихся на договорной основе; уровень подготовки таких студентов в большинстве случаев изначально является более низким по сравнению с остальными студентами – обучающимися на бюджетной основе Рекомендации: • установить жёсткий внутрисеместровый контроль – аттестация студентов не должна быть простой формальностью, должна учитываться на экзамене; • предусмотреть по результатам рейтинга студентов поощрение лучшей группы студентов (например, премирование от имени объединения выпускников экскурсией или походом в театр). 2. Надо отметить поступательное снижение численности студентов, поступивших на факультет по результатам Олимпиад. Если в 2009 году таковых было 32%, то в 2015-м - только 9%. Рекомендация: • необходимо совершенствовать стратегию отбора талантливых абитуриентов, активнее работать с профильными школами, повышать заинтересованность выпускников школ с высокими показателями учебы в поступлении на Юридический факультет (лекции в старших классах и на родительских собраниях высокорейтинговых школ с презентацией факультета). 3. Причиной резкого снижения успеваемости может быть изменение профессорско-преподавательского состава, либо изменение политики приёма экзамена некоторыми преподавателями. Рекомендация: • обратить внимание на такой показатель, как объективность преподавателей (несмотря на то, что данный показатель имеет зафиксированную тенденцию к росту с 34% в 2008 г. до 51% в 2015г., остается 48% не вполне или совсем неудовлетворенных оценками студентов). 4. В последнее время наблюдается серьёзное изменение отношения студентов к такой форме занятий, как лекция, выражающаяся в увеличении пропусков занятий. Рекомендации: • проверка посещаемости на лекциях не может стать эффективным средством контроля (часто студенты, находящиеся в лекционной аудитории, присутствуют там лишь формально); • нужно найти форму убеждения первокурсников в необходимости посещения лекций через кураторов и наставников, также проводить работу по обучению конспектированию лекций. • более активно использовать технические средства обучения (выразили удовлетворенность данным показателем 2008г.-7,5%, 2011 – 4,1%, 2015-9,4%). 5. Среди причин низкой успеваемости студентов можно выделить общее снижение концентрации внимания среди молодёжи, вызванное массовым чрезмерным увлечением социальными сетями. Этот фактор, как основной мешающий учёбе, был отмечен 90% абитуриентов при проведении опроса. Рекомендации: Разработать методические рекомендации для работы кураторов и наставников: • воспитательная работа со студентами, особенно имеющими академические задолженности, должна вестись системно и в опережающем режиме; • нужно брать на особый контроль студентов, зачисленных на первый курс с низкими баллами ЕГЭ; • студентам, не прошедшим внутрисеместровую аттестацию, оказывать дополнительную методическую помощь. 6. В части несвоевременной сдачи студентами курсовых работ нужно изменить порядок сдачи курсовых работ и допуска студентов к сессии, а именно: допуск к сдаче экзаменационной сессии студент должен получать при наличии визы своего научного руководителя о том, что работа представлена на рассмотрение. 7. Возможной причиной снижения успеваемости, требующей дополнительного изучения, может стать внеучебная активность студентов и недостаточное владение навыком самоорганизации и управления своим временем. Рекомендация: • можно провести анализ занятости неуспевающих студентов в работе студенческой юридической клиники, в творческих объединениях, спортивных мероприятиях и т.п. Общие рекомендации • Обратить внимание на необходимость обновления содержания читаемых курсов. • Желательно усиление практической направленности дисциплин, читаемых на юридическом факультете. • Для более объективной оценки уровня успеваемости студентов целесообразно было бы использовать иные методики оценки, например, вычисление средней оценки за один год учебы. 1. 2.«Анализ проблем образовательного процесса на первом курсе Юридического факультета МГУ». Данные, полученные в ходе исследования, показывают: 1.Неадаптированность части студентов к учебному процессу и недостаточный уровень довузовской подготовки названы в качестве основных причин проблем в учёбе. Этому аспекту требуется уделять повышенное внимание, поскольку из-за указанных обстоятельств в целом затрудняется учебный процесс (в частности, на семинарах тратится время на ответы плохо подготовленных студентов, снижается общая конкуренция и мотивация к учёбе в академической группе). 2.Большой объём учебной нагрузки и сложность материала как причины трудностей в освоении отдельных предметов традиционно отмечаются студентами, что, однако, не должно служить поводом к пересмотру учебной нагрузки, поскольку и является одним из свидетельств высокого качества образования. 3.Причины психологического характера, препятствующие достижению высоких отметок, могут быть объяснены трудностями в адаптации к обучению в Университете, являются естественным и неотъемлемым признаком социализации студентов, их взросления; 4.Внимания и проработки требует лояльность преподавателей как причина пропуска студентами занятий, а также низкая популярность среди студентов таких предметов, как информатика и введение в специальность. Раздел 2. «Рейтинг преподавателей-2017». По итогам проведенного опроса выпускников 2017 года, лучшими лекторами стали Исполинов А.С., Суханов Е.А., Копылов А.В., Лысенко О.Л., Ширвиндт А.М. Среди преподавателей, ведущих семинарские занятия, лидерами являются Малешина А.В., Ягельницкий А.А., Степанов В.В., Очхаев Т.Т., Борисова Е.А., Абабков А.В. При этом по другим включенным в рейтинг показателям (какие занятия за время четырехлетнего обучения понравились, пригодились и посещались) лидируют лекции Суханова Е.А., Брызгалиной Е.В., Исполинова А.С., Копылова А.В., Лысенко О.Л. и семинарские занятия Ягельницкого А.А., Малешиной А.В., Очхаева Т.Т., Щербак Н.В., Бочаровой Н.С., Степанова В.В. Стиль и методику проведения занятий Малешиной А.В., Ягельницкого А.А., Исполинова А.С., Бочаровой Н.С., Ширвиндта А.М., Степанова В.В., Головко Л.В. студенты постарались бы воспроизвести в своей преподавательской деятельности. Образцом классического университетского преподавателя, по мнению студентов, являются Суханов Е.А., Головко Л.В., Ширвиндт А.М., Ягельницкий А.А., Пристанский И.С. В будущем студенты хотели бы продолжить личное общение и сотрудничество в практической и научной деятельности с такими преподавателями, как Малешина А.В., Ягельницкий А.А., Щербак Н.В., Хаменушко И.В., Ширвиндт А.М., Шустров Д.Г. Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы. Вне зависимости от формы обучения, студенты выделяют как главные качества преподавателя объективность в оценке знаний, широкую эрудицию и контактность. Наибольшее расхождение в оценке значимости качеств преподавателя наблюдается по следующим критериям: уважение к аудитории, высокий уровень общей культуры и высокая требовательность. Первые больше важны для студентов, обучающихся на коммерческой основе, высокая же требовательность в два раза значимее для студентов-бюджетников. Наиболее значимыми критериями на протяжении семи лет, как показывают исследования (Табл. 1), остаются объективность в оценке знаний, широкая эрудиция, контактность. При этом значимость личного обаяния выросла по сравнению с прошлым годом почти на 10%. Раздел 3. «Интеграция юридического образования и практики». 3.1.«Трудоустройство выпускников бакалавриата и эффективность профориентационной политики Юридического факультета» (май - июнь 2017 года). Работа во время обучения • Более половины выпускников бакалавриата (57%) имели стаж практической работы к моменту окончания факультета. Параметры занятости выпускников магистратуры • На момент опроса более трети выпускников (37,2%) указали, что работают по профилю (специальности) обучения. • 4,5% опрошенных заявили, что работают не по специальности • Более половины ответивших на момент опроса не работают (58,3%). Работающие выпускники: сфера деятельности • Более трети выпускников бакалавриата (36,6%) работают в российских юридических фирмах. • 18 % устроены на работу в компании. • Вакансию в международной юридической фирме получили 8,2% опрошенных. • Небольшая доля молодых специалистов приняты на государственную службу (6,6%), трудоустроены в правоохранительные органы (6%), имеют собственный бизнес (4,9%), в научных учреждениях работает (0,5%). • 13,7% выпускников ответили, что работают не по специальности. Способы поиска работы и трудности • Наиболее распространенные способы поиска работы: - самостоятельная отправка резюме работодателю (56,7), - по рекомендации близких друзей и родственников (13,4), - по рекомендации преподавателей Юридического факультета (15,5%) или через Юридический факультет (3,1%) - при помощи однокурсников/выпускников находит работу (11,3%). • С трудностями, связанными с поисками работы, сталкивались (42,6%). • В качестве основных трудностей поиска работы выпускники называют отсутствие опыта работы (73%), высокую конкуренцию (47,6%), недостаточный уровень владения иностранным языком (39,7%), несоответствие предложений работодателя собственным представлениям о работе (11,3%). Выпускники бакалавриата: оценка компетенций и удовлетворенность образовательным процессом • Индикатором лояльности выпускников и показателем высокой оценки качества полученного образования является рекомендация абсолютным большинством респондентов (96,6%) своим знакомым, желающим получить юридическую специальность, поступать именно на юридический факультет МГУ • Треть респондентов (32,3%) считают объем знаний, приобретенный на Юридическом факультете, полностью достаточным. Еще 57,6% дают в целом позитивную оценку, полагая, что профессиональных компетенций, скорее всего, будет им достаточно. Каждый десятый выпускник (10,1%) указал на недостаточный уровень приобретенных на факультете знаний и компетенций. • Половина опрошенных (49,4%) отметили некоторые недостатки в знаниях, навыках и компетенциях, необходимых любому юристу для успешной профессиональной деятельности. • Указанная половина выпускников бакалавриата предлагают уделять больше внимания таким сторонам образовательного процесса, как практика (57,7% из тех, кто указал на недостатки), организация учебного процесса (34,6%), иностранный язык (16,7%). Образовательные траектории после выпуска из университета • Абсолютное большинство выпускников бакалавриата (94,7%) собирается продолжить свое обучение в магистратуре юридического факультета МГУ. Лишь незначительная доля студентов (6,2%) приняла решение учиться в других вузах. 3.2.«Трудоустройство выпускников магистратуры как критерий качества юридического образования» (апрель – июнь 2017 года). Работа во время обучения • Две трети выпускников магистратуры (63,9%) имели стаж практической работы к моменту окончания факультета. Параметры занятости выпускников магистратуры • На момент опроса более половины выпускников магистратуры (56,9%) трудоустроены и работают по профилю обучения. • 4,1% опрошенных заявили, что работают не по специальности. • Практически двое из пяти ответивших на момент опроса не работают (39%). Работающие выпускники: сфера деятельности • Треть выпускников магистратуры устроены на работу в компании (31,9%). • Примерно каждый пятый работает в российской юридической фирме (22,5%) или адвокатском бюро (21,3%). • Практически каждый десятый получил вакансию в международной юридической фирме(9,4%). • Небольшая доля молодых специалистов трудоустроена в правоохранительные органы, научные учреждения или приняты на государственную службу (6,9%, 5% и 3,1% соответственно). Способы поиска работы и трудности • Наиболее распространенные способы поиска работы: - самостоятельная отправка резюме работодателю (57,6), - по рекомендации близких друзей и родственников (16,5), - каждый десятый находит работу при помощи однокурсников/выпускников - по рекомендации преподавателей Юридического факультета или через Юридический факультет (8,9% и 6% соответственно) • С трудностями, связанными с поисками работы, сталкивались (32,7%) • В качестве основных трудностей поиска работы выпускники называют отсутствие опыта работы (65,9%), высокую конкуренцию (47,7%), недостаточный уровень владения иностранным языком (28,4%), несоответствие предложений работодателя собственным представлениям о работе (12,5%). Выпускники магистратуры: оценка компетенций и удовлетворенность образовательным процессом • Индикатором лояльности выпускников и показателем высокой оценки качества полученного образования является рекомендация абсолютным большинством респондентов (96,3%) своим знакомым, желающим получить юридическую специальность, поступать именно на юридический факультет МГУ • Более половины респондентов (54,8%) считают объем знаний, приобретенный на Юридическом факультете, полностью достаточным. Еще 40,8% дают в целом позитивную оценку, полагая, что профессиональных компетенций, скорее всего, будет им достаточно. Лишь незначительная доля бывших студентов (4,4%) указала на недостаточный уровень приобретенных на факультете знаний и компетенций. • Примерно каждый пятый выпускник магистратуры (21,3%) отметил некоторые недостатки в знаниях, навыках и компетенциях, необходимых любому юристу для успешной профессиональной деятельности. • Пятая часть выпускников магистратуры предлагают уделять больше внимания таким сторонам образовательного процесса, как практика (41,3% из тех, кто указал на недостатки), организация учебного процесса (52,4%), иностранный язык (6,3%). Образовательные траектории после выпуска из университета • Около половины выпускников магистратуры (47%) хотели бы продолжить обучение. Из них абсолютное большинство (93,7%) собираются учиться в МГУ. Значительная часть респондентов (42,6%) планирует поступать в аспирантуру Юридического факультета МГУ. Раздел 4.«Приемная кампания 2017 года – Юридический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова» (июль 2017 г. – сентябрь 2017г.). 1. Наблюдается устойчивость позиций Юридического факультета МГУ как наиболее престижной площадки получения профессионального образования. Более половины абитуриентов указали на данную отличительную характеристику факультета. 2. Две трети поступающих отчетливо заявляют о сознательном выборе Юридического факультета МГУ как места будущей учебы.Половина респондентов сделала этот выбор самостоятельно. Кроме того, более трети молодых людей приняли решение под влиянием родителей или ближайших родственников. 3.Можно отметить высокий качественный уровень контингента абитуриентов, поступающих на юридический факультет. Половина из них были участниками олимпид, а каждый четвертый является их победителем или призером. 4. Ключевыми критериями выбора Юридического факультета МГУ выступают высокое качество образовательных программ, востребованность выпускников на рынке труда,а также высокий рейтинг Юридического факультета среди конкурирующих аналогов. 5. Ближайшими конкурентами факультета являются (в порядке убывания): МГЮА имени О.В. Кутафина, НИУ «ВШЭ», другие факультеты МГУ имени М.В.Ломоносова, РАНХиГС и МГИМО. 6. Половина будущих студентов выражают готовность оплатить учебу в случае непрохождения по конкурсу на бюджетные места Юридического факультете МГУ. Одновременно, более половины респондентов заявляют, что могут выбрать альтернативный вуз в случае наличия там возможности обучаться на бюджетной основе. 5. Базовыми источниками получения информации служат официальные сайты МГУ и Юридического факультета. Наряду с этим можно отметить повышенную эффективность посещений Дня открытых дверей факультета. Рекомендации 1. Продолжить политику позиционирования Юридического факультета как максимально престижной площадки для подготовки юристов. 2. Активнее пропагандировать достижения факультета по налаживанию связей с компаниями-работодателями. Обеспечить доступ максимального количества абитуриентов к этим данным. 3. Акцентировать новые возможности зарубежных стажировок для будущих студентов, повысить привлекательность их программ 4. Увеличить активность студентов-выпускников в качестве «посланников бренда» 5. Усилить активность факультета в социальных сетях, их влияние на абитуриентов из регионов РФ 6. Оптимизировать дизайн и навигацию на официальном сайте факультета
3 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадров
Результаты этапа: Раздел 1. «Анализ проблем учебного процесса в магистратуре» Большая часть выпускников выразили свою удовлетворенность качеством магистерских программ. В то же время более трети опрошенных относятся к программам более критично. Знания, квалификация и педагогические навыки профессорско-преподавательского состава Юридического факультета МГУ оцениваются положительно подавляющим большинством респондентов. Большинство студентов выбрали ту магистерскую программу, которая им интересна, примерно четверть респондентов обосновали свой выбор прагматически. Результаты исследования показывают, что количество студентов, абсолютно уверенных в правильности сделанного выбора, составило большинство (60,9%). Каждый пятый, если бы пришлось снова выбирать вуз и магистерскую программу, поменял бы магистерскую программу, но остался бы в МГУ. Каждый десятый перешел бы в другой вуз (МГЮА, ВШЭ, РШЧП), но на ту же магистерскую программу. Такая же доля выпускников магистратуры выбрала бы другой вуз (ВШЭ, МГИМО) и поступила бы на другую магистерскую программу. Половина студентов оценили магистерскую программу, по которой они обучались, как сбалансированную. Вместе с тем, треть опрошенных отмечают явное преобладание усложненных теоретических моделей в ущерб техникам тренинга практических навыков юриста. Следует обратить внимание на то, что лишь каждый пятый респондент согласился с тем, что теоретические знания обеспечиваются практическими навыками. Абсолютное большинство студентов оценили теоретические и общеправовые знания, полученные в магистратуре как основательные и достаточные. Около половины респондентов вполне удовлетворены объемом и содержанием общеправовых дисциплин. Абсолютное большинство опрошенных отметили, что теоретические знания, в том числе и общеправовые, пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности. Респонденты критически относятся к недостаточной специализации учебных курсов. Треть выпускников магистратуры указали на чрезмерный объем общеправовых дисциплин. Дублирование программы бакалавриата и излишне теоретическую подготовку. Значительная часть респондентов указали на недостаточный уровень владения иностранным языком. Программу изучения иностранного языка в магистратуре более трети студентов оценили более или менее позитивно. В то время как большая часть высказалась крайне отрицательно (излишне объемна, бесполезная методика, формализм, субъективизм преподавателей и т.д.). Респонденты отмечают собственную неуверенность в достаточности имеющихся у них знаний и опасаются предвзятого отношения к ним со стороны профессорско-преподавательского состава факультета. При этом они стремятся получать интересный учебный материал в качестве дополнительного стимула к совершенствованию профессиональных навыков. В процессе обучения в магистратуре каждый четвертый ответивший отметил недостаточную подготовку в бакалавриате/специалитете. Примерно столько же респондентов указали на то, что часто сталкивались с необъективностью преподавателей. Каждый третий студент указал, что ему было неинтересно учиться в магистратуре. Магистранты настаивают на совершенствовании магистерских программ путем введения в учебный план ряда дисциплин прагматического характера. Примерно каждый четвертый респондент указал следующие предметы: «Техника составления процессуальных документов», «Обязательственное право». Почти каждый пятый ответивший хотел бы совершенствовать свое ораторское искусство. Небольшая часть студентов выделили такие предметы как «экономика», «банкротство», «ценные бумаги» и другие отдельные институты гражданского права. Основная проблема организации производственной практики заключается в повышении творческого ее характера при усилении практической направленности получаемых компетенций. Двое из пяти молодых специалистов полностью удовлетворены производственной практикой. Они отметили, что получили реальные, полезные для будущей работы умения и навыки. Каждый третий респондент посчитал практику неинтересной, а каждый пятый – бесполезной. Более половины выпускников магистратуры работают. Подавляющее большинство из них работают по специальности. Сочетание учебы в магистратуре с трудовой деятельностью респонденты формулируют как проблему совместимости данных практик. Значительная часть респондентов (42,1%) считают, что данное противоречие время от времени имеет место. Каждый четвертый указывает, что учеба препятствует нормальной работе. Треть студентов не испытывают трудностей при совмещении работы и учебы. В организационном плане респонденты часто указывают на несбалансированность учебного расписания. Например, отмечаются отдельные случаи «окон» между учебными парами или чрезмерное количество нагрузки в зачетную сессию. Согласно полученным данным, большинство студентов высоко оценили материально-техническую обеспеченность учебного процесса (наличие литературы, компьютеров, учебного и научного оборудования, специализированных аудиторий и т.п.). В основном большинство студентов удовлетворены социально-бытовой инфраструктурой Юридического факультета (общежитием, столовой, территорией университета, спортивными залами, площадками, местами общего пользования). Рекомендации. 1.Основными направлениями улучшения магистерских программ могут стать увеличение числа практико-ориентированных дисциплин по конкретным отраслям права. 2. Стиль подачи учебного материала преподавателем может быть усовершенствован за счет исключения непрофильных тем, повышения структурированности изложения, более активного использования презентационного оборудования. 3. В методическом плане магистерские программы явно требуют определенной теоретической «разгрузки». 4. Необходимо перенести акцент с общих правовых дисциплин на более профилированные, исключая при этом дублирование курсов уровня бакалавриата. 5.Ввести в учебный план следующие предметы: «техника составления процессуальных документов», «обязательственное право», «ораторское искусство», а также такие предметы как «экономика», «банкротство», «ценные бумаги» и другие отдельные институты гражданского права. 6. При изучении иностранного языка активнее использовать тренинг речевых навыков юриста и метод погружения (проведение дискуссий на правовые темы). 7. Совершенствовать практические навыки студентов на непрерывной основе, стимулируя интерес к мероприятиям за счет творческого участия в мероприятиях факультета. 8. Необходимо совершенствовать расписание занятий за счет более пропорционального распределения учебной нагрузки. Раздел 2. «Анализ проблем учебного процесса на спецотделении»: Результаты исследования показывают, что студенты выражают заинтересованность не только в узко прагматических (прикладных аспектах) права, но осознают важность фундаментальной подготовки по конкретным отраслям правовой науки. Подавляющая часть студентов, получающих второе образование, выразили свою удовлетворенность содержанием учебных дисциплин, организацией учебного процесса и психологической атмосферой на юридическом факультете МГУ. Исследование показывает: безусловным лидером по посещаемости лекций студентами является Гражданское право. Наряду с этим, большинством посещаются лекции по Уголовному праву, и Административному праву, и Гражданскому процессу. Содержательные аспекты лекционного материала оцениваются респондентами выше, чем техника подачи информации лектором. Предложения респондентов по оптимизации программы обучения включают сокращение общеправовых дисциплин и лекционного курса по информационным технологиям при пропорциональном увеличении учебных часов, отведенных на чтение курса по Гражданскому праву. Значительная часть студентов высказывает пожелания по введению дополнительных спецкурсов в рамках гражданско-правового профиля. Работа лектора по Гражданскому праву оценивается очень высоко, как с точки зрения информационной насыщенности материала, так и по форме его подачи. Подавляющее большинство респондентов выступают резко против переноса учебных занятий на субботу. Предложения респондентов по повышению эффективности обучению можно сгруппировать следующим образом: во- первых, привлечь на спецотделение второго высшего образования известных и умелых лекторов из числа профессорско-преподавательского состава юридического факультета и, особенно, практикующих специалистов; во-вторых, увеличить количество интерактивных курсов; в - третьих, изменить баланс учебных часов в пользу семинарских занятий, где возможен диалог и решение практических задач; в-четвертых, избегать различного рода технических накладок в организации учебного процесса. Раздел 3. «Рейтинг преподавателей-2018». По итогам проведенного опроса выпускников 2018 года, лучшими лекторами стали Ширвиндт А.М., Исполинов А.С., Головко Л.В., Копылов А.В., Пашковская А.В. Среди преподавателей, ведущих семинарские занятия, лидерами являются Малешина А.В., Ширвиндт А.М., Щербаков Н.Б., Степанов П.П., Васильев О.Л. При этом по другим включенным в рейтинг показателям (какие занятия за время четырехлетнего обучения понравились, пригодились и посещались) лидируют лекции Брызгалиной Е.В., Ширвиндта А.М., Головко Л.В., Исполинова А.С., Костылевой О.В. и семинарские занятия Щербакова Н.Б., Малешиной А.В., Ширвиндта А.М., Пискова И.П., Башкатова М.Л. Стиль и методику проведения занятий Малешиной А.В., Ширвиндта А.М., Борисовой Е.А., Головко Л.В., Степанова П.П. студенты постарались бы воспроизвести в своей преподавательской деятельности. Образцом классического университетского преподавателя, по мнению студентов, являются Головко Л.В., Ширвндт А.М., Суханов Е.А., Томсинов В.А., Борисова Е.А. В будущем студенты хотели бы продолжить личное общение и сотрудничество в практической и научной деятельности с такими преподавателями, как Малешина А.В., Щербаков Н.Б., Ширвиндт А.М., Арутюнян А.А., Писков И.П. Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы. Вне зависимости от формы обучения, студенты выделяют как главные качества преподавателя объективность в оценке знаний и широкую эрудицию. Наибольшее расхождение в оценке значимости качеств преподавателя наблюдается по следующим критериям: харизматичность, чувство юмора, личное обаяние, широкая эрудиция, контактность, уважение к аудитории. Первые больше важны для студентов, обучающихся на коммерческой основе, в свою очередь широкая эрудиция, контактность, уважение к аудитории являются более значимыми для студентов-бюджетников. Наиболее значимыми критериями на протяжении семи лет, как показывают исследования, остаются объективность в оценке знаний, широкая эрудиция, контактность. При этом значимость объективности в оценке знаний выросла по сравнению с прошлым годом почти на 11%. По результатам проведённых лабораторией исследований в области качества образования была создана рабочая группа по проработке и внедрению в практику рекомендаций по результатам исследования эффективности образовательного процесса на юридическом факультете. Рабочей группой были составлены следующие рекомендации по повышению посещаемости лекций: 1. Усиление контроля за посещаемостью: 1) предупреждать о предстоящих мониторингах на первой лекции и дублировать эту информацию на семинарах; 2) проводить периодический (1-3 раза за семестр) мониторинг на лекциях – на 1-2 минуты давать задание и собирать письменные работы (привлекать для помощи в проведении мониторинга аспирантов); 3) приглашать на лекцию преподавателя, ведущего семинары и проводить с его помощью проверку посещаемости его групп; 4) использовать другие способы фиксации присутствия студентов на лекциях. 2. Координация работы лектора и преподавателя, ведущего семинарские занятия: 1) координация программы лекций и семинарских занятий - заведующим кафедрами уделить внимание синхронизации работы преподавателей-семинаристов и лекторов – семинаристам следует отслеживать усвоение студентами материалов лекций; 2) учёт посещения лекций при внутрисеместровой и итоговой аттестации (например, предупреждать студентов и реализовывать на практике положение – пропуск лекции влечёт снижение оценки на 1 балл на экзамене); 3) возобновить практику проведения открытых лекций с обязательным посещением молодыми преподавателями; 4) проведение на кафедрах методической работы по анализу лекционных курсов. 3. Совершенствование способов и методов подачи материала: 1) выведение в начале каждой лекции на экран структуры – плана лекции и списка дополнительных источников по теме лекции; 2) сопровождение лекции выведением на экран: схем, иллюстраций, графических образов; 3) стремиться сократить количество текстового материала в демонстрационных материалах; 4) сочетание (где это возможно) традиционных методических приёмов чтения лекций и новейших интерактивных технологий обучения – казусно-ситуативный приём, диалог, использование графических образов. 4. Повышение квалификации преподавателей: 1) проведение тренинга для преподавателей по работе с мультимедийным оборудованием лекционных аудиторий и специальных компьютерных программ для подготовки слайдов, презентаций; 2) проведение для преподавателей курсов ораторского мастерства и культуры речи; 3) возобновление проведения занятий по иностранным языкам для преподавателей в целях повышения их квалификации и привлечения источников на иностранных языках. 5. Постоянное проведение по окончании каждого курса лекций краткого итогового сплошного опроса студентов (данные такого мониторинга могут стать основой рейтинга преподавателей). Таким образом, для повышения посещаемости лекций, в первую очередь, следует обратить внимание на 5 направлений: усиление контроля за посещаемостью лекций; установление координации работы лектора и преподавателя, ведущего семинарские занятия; совершенствование способов и методов подачи материала; повышение квалификации преподавателей; краткий итоговый сплошной опрос студентов в конце курса лекций.
4 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадров
Результаты этапа: Достигнуты следующие результаты: 1. по результатам проведённого социологического исследования учебного процесса 9 апреля 2019 г. в рамках Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2019» состоялся круглый стол «Проблемы адаптации студентов первого курса к учебному процессу», в котором приняли участие студенты и преподаватели Юридического факультета. Итогом работы круглого стола стало определение ряда первоочередных задач по улучшению качества образования, намечены пути решения. 2. опубликована научная статья Корчагина Т. П. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу на юридическом факультете МГУ (итоги круглого стола) // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. — 2019. — № 2. 3. опубликована научная статья Клочкова А. В. Рейтинг преподавателей в оценках студентов как один из критериев качества преподавания // Право и образование. — 2019. — № 11. 4. доклад Клочковой А.В. Рейтинг преподавателей вуза на примере Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносована конференции "Международный Форум по юридическому образованию". 5. проведена работа по созданию обратной связи между преподавателями и студентами в целях совершенствования образовательной среды; основной формой работы является проведение регулярных опросов студентов в форме анкетирования по ключевым параметрам качества образования. 6. разработаны Положения о тьюторах юридического факультета. 7. разработана методика работы тьюторов. 8. проведены консультации тьюторов со студентами первого курса по предметам "История отечественного государства и права" и "История государства и права зарубежных стран".
5 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадров
Результаты этапа: Выводы по результатам научно-исследовательской работы изложены в соответствии с описанными разделами НИР. 1. Переход на дистанционный формат обучения осуществлён факультетом в экстренном режиме и в целом налажен на удовлетворительном уровне. 2. В целом отношение к занятиям в дистанционном формате у студентов достаточно сложное. Большая часть считает такой способ проведения занятий менее эффективным. Кроме того, обучающиеся видят в новой ситуации больше минусов, чем плюсов. 3. Работа тьюторов в 2020 году оказалась гораздо более востребована, чем в 2019, посещаемость занятий возросла в несколько раз в связи с переходом в дистанционный формат, позволяющий посещать занятия студентам всех групп в удобное время. 4. Изучение перспектив набора в магистратуру выявило основные причины, по которым студенты отдают предпочтение программам магистратуры в других вузах – возможность сочетать обучение с работой и сбалансированность общетеоретических и прикладных курсов. 5. Изучение качества преподавания иностранных языков показало наличие ряда проблемных показателей, свидетельствующих о необходимости корректировки методики преподавания. 6. В ходе изучения качества преподавания было установлено, что, по мнению студентов, первостепенной задачей является повышение практической значимости преподаваемых дисциплин. Кроме того, студенты хотели бы слушать лекции приглашенных зарубежных преподавателей.
6 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадров
Результаты этапа: Научно-исследовательская работы в текущем году была проведена по традиционным направлениям, запланированным в рамках данного исследования, но невозможно также было оставить в стороне вопросы, связанные с дистанционным образованием. Кроме того, некоторые методики эмпирических исследований потребовали корректировки, что было осуществлено и отражено в отчете.
7 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадров
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
3. Качество образования(опрос студентов):диаграммы и таблицы Kachestvo_obrazovaniya_opros_studentov_2015.docx 35,6 КБ 17 января 2017 [Sharonova]
4. Качество образования в оценках и мнениях профессорско-преподавательского состава Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова: диаграммы и таблицы Kachestvo_obrazovaniya__opros_prepodavatelej_2016.docx 55,2 КБ 17 января 2017 [Sharonova]