Теория, методика и практика преподавания иностранных языковНИР

Theory, methodology and practice of teaching foreign languages

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Этап 2016 г.
Результаты этапа: В рамках проведения научных исследований по теме «Теория, методика и практика преподавания иностранных языков» проведены теоретические исследования в области лингвистики, культурологии и социолингвистики изучаемых языков, были организованы конференции, способствующие обмену опытом в области методики преподавания иностранных языков, а также осуществлялись практические разработки программ и учебных пособий. По результатам проведённых исследований разработаны учебные программы и учебно-методические комплексы, изданы словари, самоучители и учебно-методические пособия по различным языкам (индонезийский, турецкий, киргизский, японский и др.), которые активно внедряются в преподавательскую практику и способствуют повышению эффективности преподавания восточных и западноевропейских языков.
2 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Этап 2017 г.
Результаты этапа: В ходе проведения исследований по теме «Теория, методика и практика преподавания иностранных языков» на основе анализа специфики языков стран Азии и Африки, а также европейских языков с точки зрения особенностей их преподавания в Институте стран Азии и Африки совершенствуется методика преподавания иностранных языков в рамках требований российского государственного стандарта в области высшего образования и требований российских ФГОС. В процессе работы создаются учебники и учебно-методические пособия, внедряются и апробируются современные подходы к обучению с использованием интерактивных технологий и возможностей сети Интернет. С целью обмена опытом сотрудники института регулярно участвуют с докладами в научно-методических конференциях, организуемых в институте, а также в России и за её пределами. В отчётный период по разрабатываемой теме НИР было опубликовано 35 статей, в том числе 18 – в сборниках и журналах, индексируемых в базе данных РИНЦ, а также 19 книг и учебных пособий. 20 октября 2017 года при поддержке Культурного представительства при Посольстве Исламской республики Иран в Российской Федерации проведен форум "Персидский язык и литература в Российской Федерации. Всероссийский форум преподавателей персидского языка и литературы", в которой приняло участие 30 человек, в том числе 3 представителя МГУ и 10 иностранных гостей. 27-28 октября 2017 г. кафедрой японской филологии при поддержке Японского фонда и Ассоциации японоведов была организована и проведена очередная международная конференция "Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания», в которой приняли участие более 100 преподавателей, аспирантов, магистрантов из 7 стран.
3 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Этап 2018 г.
Результаты этапа: По разрабатываемой теме НИР опубликовано 37 статей, в том числе 12 – в сборниках и журналах, индексируемых в базе данных РИНЦ и 5 - в журналах из списка ВАК, а также 17 книг и учебных пособий. Были проведены следующие конференции и мероприятия: 1. На всех кафедрах подразделения прошли заседания конференции «Ломоносовские чтения. Секция Востоковедение» (16-25 апреля 2018 г., 150 участников, 139 докладчиков). 2. Сотрудниками кафедры японской филологии при содействии Японского фонда и Ассоциации преподавателей японского языка России и стран СНГ 26 октября 2018 г. была проведена Международная научно-методическая конференция «Японская филология и методика преподавания японского языка в вузе» (120 участников, из них 16 иностранных, 10 участников из МГУ, 49 докладчиков). 3. На кафедре индийской филологии 28 мая 2018 г. прошёл «Международный круглый стол "Социально-политическая и культурно-языковая ситуация в сегодняшней Индии"» (из 35 участников 3 иностранных, 25 участников из МГУ, 12 докладчиков). 4. Кафедра западно-европейских языков 6 апреля 2018 г. провела научно-методическую конференцию «Эффективные методы преподавания иностранных языков: теория и практика» (46 участников, из них 3 иностранных, 40 участников из МГУ, 30 докладчиков). 5. Сотрудники кафедр приняли активное участие в проведении XIII Всероссийского Фестиваля науки NAUKA 0+, который состоялся 12-14 октября 2018 г., выступив с докладами и организовав жюри студенческих дебатов. В рамках темы «Теория, методика и практика преподавания иностранных языков» ведётся активная практическая и теоретическая работа: силами кафедр организуются научно-методические и практические конференции, сотрудники института принимают участие в международных, региональных и российских конференциях с докладами, посвящёнными теоретическим и практическим вопросам преподавания иностранных языков. Разрабатываются методические материалы и учебные пособия, издаются и переиздаются учебники и вспомогательные материалы, предназначенные облегчить учащимся освоение восточных и западных языков.
4 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Этап 2019 г.
Результаты этапа: В ходе исследований по теме НИР «Теория, методика и практика преподавания иностранных языков» изучаются различные методики преподавания языков стран Азии и Африки, а также западноевропейских языков, что позволяет внедрять новейшие подходы и технологии в рамках требований российского государственного стандарта в области высшего образования и требований российских ФГОСов. Для совершенствования методики преподавания рассматриваются различные аспекты фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса и морфологии преподаваемых языков, а также применяются психологический и психолингвистический подходы в образовании. Многие учебники и учебно-методические пособия выдержали по несколько переизданий, что подтверждает их постоянную актуальность и высокую компетентность авторов; кроме того, постоянно издаются новые учебные пособия как для работы в вузе и средней школе, так и для самостоятельного изучения восточных языков. Изучение языков стран Азии и Африки постоянно пропагандируется на различных конкурсах, олимпиадах и научно-популярных мероприятиях для широкой аудитории. А обмен опытом с коллегами из российских и зарубежных учебных учреждений обеспечивается регулярным участием сотрудников института в научно-методических и практических конференциях. Всего за 2019 год сотрудники института представили 93 доклада на 44 российских и международных конференциях и семинарах, включая 10 зарубежных. По теме НИР опубликовано 29 статей, из них 24 – в сборниках и журналах, индексируемых в базе данных РИНЦ, 8 – в рецензируемых журналах из списка ВАК. Издано и переиздано 24 учебника и учебных пособия.
5 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Этап 2020 г.
Результаты этапа: Всего за 2020 год сотрудники института представили 49 докладов на российских и международных конференциях и семинарах. По теме НИР опубликовано 37 статей, из них 12 – в рецензируемых журналах из списка ВАК и журналах, индексируемых международными системами Web of Science и Scopus; издано и переиздано 13 учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов.
6 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Этап 2021 г.
Результаты этапа: Статьи: 1. Акимушкина Е. О. Мухаммас в творчестве Назира Акбарабади (1740–1830): к проблеме изучения системы жанров и жанровых форм поэзии урду // Военно-гуманитарный альманах. Язык. Коммуникация. Перевод. Материалы XV Международной научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации. — Т. 1 из Лингвистика. — Москва: Москва, 2021. — С. 206–213. 2. Акинина О. Г. Ютуб-канал “Говори по-арабски на актуальные темы!” как инновационный способ взаимодействия преподавателя с учебной средой // Магия ИННО: лингвистика и лингводидактика в меняющейся системе координат: электронный сборник научных трудов / ответственные редакторы: Д. Н. Новиков, Е. Б. Морозова; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства. — МГИМО–Университет Москва, 2021. — С. 439–443. 3. Ануруддха Р. К., Волхонский Б. М. Русская падежная система на фоне сингальской языковой традиции: лингводидактический аспект // Litera. — 2021. — № 6. — С. 76–85. 4. Бессонова Е. Ю. Ресурсы киберпространства при обучении деловой тематике на японском языке профильной категории учащихся // Материалов V1 международная научная конференция MediaОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция. — Челябинск: Челябинск, 2021. — С. 331–335. 5. И. В. Блинникова, Г. Б. Блинников, А. Н. Бобков, А. Э. Алиева Кросс-культурные различия в оценках эмоциогенных изображений: Сравнение российской и азербайджанской выборок // Вестник РГГУ. — 2021. — № 1. — С. 15–25. 6. Быкова С. А. Роль дисциплины «Теория японского языка» в подготовке японоведов и методика её освоения // Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания. Материалы 3-й международной научно-практической конференции Японский язык в образовательном пространстве / Под ред. С. А. Быкова. — Т. 22. — Москва: Москва, 2021. — С. 52–60. 7. Васильева Л. В. Основы устного перевода на средних семестрах: что и как пришлось поменять при переходе в онлайн // ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК В ВУЗЕ: Актуальные проблемы в преподавании. — Т. 22. — Москва: Москва, 2021. — С. 7. 8. Vorontsova M., Klyukina E. Changing foreign language teaching standards as a condition for university graduates' employability // Society. Integration. Education. — 2021. — Vol. 1. — P. 777–786. 9. Vorontsova M., Klyukina E. The influence of transformations in the modern labour market on foreign language courses at universities // Rural Environment. Education. Personality. — 2021. — Vol. 14. — P. 257–263. 10. Громова А. В. Великие империи Древнего Ирана: новый аутентичный мультимедийный учебный комплекс // Научный вестник Крыма. — 2021. — № 2 (31). — С. 1–13. 11. Громова А. В. Черное золото: аутентичные учебные видео в преподавании персидского языка (на примере энергетики Ирана) // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации: сборник материалов I Всероссийской научно-практической онлайн конференции (25 марта 2021г.). — Орел: Орел, 2021. — С. 634–645. 12. Ерохина А. Б. Столкновение западной и восточной культур в современной американской художественной литературе // Языки и культуры: междисциплинарные исследования. — Изд-во С.-Петерб. ун-та СПб, 2021. — С. 430–438. 13. Иванова О. А. Социокультурная обусловленность динамики вербальных репрезентантов концептуальной структуры der fremde в СМИ Германии. В книге: Москва // Лингвокультурные аспекты глобализационных процессов:социокультурный контекст и динамика речевых практик. тезисы докладов II Международной конференции. — Москва: Москва, 2021. — С. 54–54. 14. Ионова М. С., Резепова Н. В. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9, № 1. — С. 25. 15. Лебедев В. В. Арабская языковая система, арабская языковедческая традиция и обучение арабскому языку как иностранному // Актуальные проблемы арабской филологии. Сборник научных статей ІІ Всероссийской научно-практической конференции имени Х.К.Баранова (15 октября 2020 года). — МГИМО-Университет Москва, 2021. — С. 2. 16. Нечаева Л. Т. Методический потенциал научных работ японоведов (1950-1990 г.г.) // Иностранные языки в школе. — 2021. — № 8. — С. 5. 17. Нечаева Л. Т. Особенности перевода двойных падежей // Преподаватель XXI век. — 2021. — Т. 1, № 2. — С. 298–303. 18. Нечаева Л. Т. Методическое наследие наших учителей // Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания. Материалы 3-й международной научно-практической конференции Японский язык в образовательном пространстве / Под ред. С. А. Быкова. — Т. 22. — Москва: Москва, 2021. — С. 187–193. 19. Полунина Т. С. Методы работы с короткометражными роликами на дистанционных занятиях по английскому языку с китайскими студентами // Ярославский педагогический вестник. — 2021. — Т. 3, № 120. — С. 0000–0002–7366–9843. 20. Полунина Т. С. Некоторые особенности использования короткометражных фильмов как одного из основных инструментов повышения грамотности китайских студентов на дистанционных занятиях по английскому языку // Ассоциация образовательных организаций Научно-образовательная теологическая организация (НОТА) Институт всеобщей истории РАН ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ II Международная научно-практическая конференция. — Диалог культур и цивилизаций: сб. тр. II Международной научно-практической конференции (10–12 декабря 2020 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2021. — С. 499–508. 21. Полунина Т. С. ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ ИСАА МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ // Сборник статей III Всероссийской методико-практической конференции, состоявшейся 7 июня 2021 г. в г. Петрозаводске. — МЦНП Новая наука, 2021 Петрозаводск, 2021. — С. 10.46916/10062021–2–978–5–00174–264–7. 22. Румак Н. Г. О расширении критериев отбора литературы для внеклассного чтения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Филология. Теория языка. Языковое образование. — 2021. — № 4(44). 23. Румак Н. Г. Изучение дополнительных значений бенефактивных конструкций на продвинутом этапе обучения японскому языку // Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания. Материалы 3-й международной научно-практической конференции Японский язык в образовательном пространстве / Под ред. С. А. Быкова. — Т. 22. — Москва: Москва, 2021. — С. 24. 24. Сафронова В. Б. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛЮРИЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ // ВЛИЯНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СМИ И ИНТЕРНЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРУ / Под ред. Н. В. Резепова, В. Б. Сафронова. — ИЗДАТЕЛЬСТВО МАКМИЛЛАН, Москва, 2021. — С. 383–389. 25. Safronova V., Klyukina E. The ideal language student ‒ myth or reality // Rural Environment. Education. Personality. — 2021. — Vol. 14. — P. 183–190. 26. Ж. С. Сыздыкова, К. И. Кобландин, Н. В. Михайлова, О. Г. Акинина Assessment of e-portfolio in higher education // International Journal of Emerging Technologies in Learning. — 2021. — Vol. 16, no. 2. — P. 120–134. 27. Хохлова Л. В. Маско мен хинди ка адхъяпан (Преподавание хинди в Москве) // Гарбханал (на языке хинди). — 2021. — № 3. — С. 5. 28. Khokhlova L. Basic approaches to hindi teaching at moscow university // Hindi as a Second and Foreign Language. — Cambridge Scholars Publishing Great Britain, 2021. — P. 5. Книги (учебники, учебные пособия, монографии, словари): 1. Сборник программ дополнительного образования Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова 2020-2021 гг / Г. Р. Аганина, В. Д. Андрианов, И. А. Антонова и др. — Издательство Московского университета Москва, 2021. — 107 с. 2. Воронцова М. В. Понятно и просто. — Издательский дом ООО Роликс Москва, 2021. — 43 с. 3. Современные вызовы и преподавание иностранных языков в России / М. В. Воронцова, Н. И. Андреев, О. Д. Вишнякова и др. — Издательский дом ООО Роликс Москва, 2021. — 174 с. 4. Громова А. В. Иран и его соседи. — М.: М., 2021. — 202 с. 5. Дашевская Г. Я., Юй Ц., Ерасов С. Б. Китайский язык. Культура и практика делового общения (издание второе, исправленное и дополненное). — ооо Издательский дом ВКН Москва, 2021. — 240 с. 6. Дашевская Г. Я., Кондрашевский А. Ф. Китайский язык для делового общения (издание 10, исправленное и дополненное). — ооо Издательский дом ВКН Москва, 2021. — 352 с. 7. Кайманаков С. В., Барабошкин К. Е., Барабошкина А. В. Учебный русско-китайский словарь по макроэкономике. — Москва: Москва, 2021. — 28 с. 8. Кайманаков С. В., Барабошкин К. Е., Барабошкина А. В. Учебный русско-китайский словарь по микроэкономике. — Москва: Москва, 2021. — 24 с. 9. Лебедев В. В., Садриев А. Ф. Учебник арабского языка Корана. Часть 1. — ВКН Москва, 2021. — 344 с. 10. Лебедев В. В., Садриев А. Ф. Учебник арабского языка Корана Часть 2. — ВКН Москва, 2021. — 364 с. 11. Лебедев В. В., Садриев А. Ф. Учебник арабского языка Корана Часть 3 Книга 1. — ВКН Москва, 2021. — 332 с. 12. Лебедев В. В., Садриев А. Ф. Учебник арабского языка Корана Часть 3 Книга 2. — ВКН Москва, 2021. — 320 с. 13. Лебедев В. В., Садриев А. Ф. Учебник арабского языка Корана Часть 4 Книга 1. — ВКН, 2021. — 344 с. 14. Лебедев В. В., Садриев А. Ф. Учебник арабского языка Корана Часть 4 Книга 2. — ВКН Москва, 2021. — 324 с. 15. Липилина И. Н., Музыченко Ю. Ф., Тхапаносотх П. Учебник тайского языка. Вводный курс. — ВКН Москва, 2021. — 332 с. 16. Магдалинская Ю. В., Адамова Д. Л. Китайский язык. Основы экономического перевода. Учебное пособие. — Издательство Флинта Москва, 2021. — 456 с. 17. Корейский язык: Второй иностранный язык : 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / А. В. Погадаева, И. Л. Касаткина, И. С. Чун и др. — М.: М., 2021. — 182 с. 18. Корейский язык. Второй иностранный язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. В. Погадаева, Ч. И. Сун, К. Сончжон и др. — М.: М., 2021. — 181 с. 19. Корейский язык. Второй иностранный язык : 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций / А. В. Погадаева, И. С. Чун, К. Сончжон и др. — М.: М., 2021. — 176 с. 20. Чун И., Погадаева А. В. Корейский язык. Курс для самостоятельного и быстрого изучения. — Лингуа АСТ Москва, 2021. — 224 с. 21. Чун И., Погадаева А. В. Корейский - это просто! Практическая грамматика корейского языка. — Лингуа АСТ Москва, 2021. — 144 с. 22. Чун И., Погадаева А. В. Все секреты корейского языка. — Лингуа АСТ Москва, 2021. — 224 с. 23. Румак Н. Г., Зотова О. П. Толковый японско-русский словарь ономатопоэтических слов (тв., м.). — АСТ Lingua Москва, 2021. — 640 с. 24. Шихзаманова Л. Э. Communicative course: English mentality and culture of communication Workbook. — Москва: Москва, 2021. — 50 p. 25. Шор Л. Д., Полян А. Л. Учебник современного иврита для начинающих. Часть 2. — Книжники Москва, 2021. — 248 с.
7 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Этап 2022
Результаты этапа:
8 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Этап 2023
Результаты этапа:
9 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Этап 2024
Результаты этапа:
10 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Этап 2025
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен