ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Исследование динамики процессов в христианской культуре, связанных с взаимодействием базовых символических компонентов, этического самосознания в конкретных социальных формах, данных культуры и искусства. Исследуется трансформация основных схем восприятия культуры в текущей динамике развития современного общества, в связи с множественным влиянием языка христианской культуры. Вскрываются основные направления влияния: язык этических решений, язык искусства и его условностей, язык рациональности, включая рационализацию творчества. Доказывается равно высокий уровень проникновения в процессы всех трех влияний. Исследуются границы рациональности в христианском искусстве и христианской социальной философии и производится оценка потенциала этой рациональности для интеграции символических языков христианской культуры.
A study of the dynamics of processes in Christian culture related to the interaction of basic symbolic components, ethical self-awareness in specific social forms, data of culture and art. The transformation of the basic patterns of cultural perception in the current dynamics of the development of modern society, in connection with the multiple influence of the language of Christian culture, is studied. The main directions of influence are proved: the language of ethical decisions, the language of art and its conventions, the language of rationality, including the rationalization of creativity. An equally high level of penetration into the processes of all three influences is proved. The boundaries of rationality in Christian art and Christian social philosophy are investigated and the potential of this rationality for integrating the symbolic languages of Christian culture is assessed.
Исследование с элементами эксперимента границ переводимости тех или иных символов и соответствующих трансформаций языка как системы межкультурного взаимодействия. Исследование с элементами моделирования отношения семиотического потенциала символа с интермедиальными условиями существования христианской культуры как включающей в себя стратегии истины, убеждения и порождения новых искусств. Исследование с элементами практического внедрения отношения поэтического слова и философского слова в ходе универсализации христианской культуры в условиях глобальных вызовов современности.
Основные исполнители проекта много лет занимаются данными вопросами, показав следующие результаты А. В. Марков -- статьи в ведущих рецензируемых изданиях по таким вопросам, как становление христианской культуры внутри культурной динамики, соотношение христианской культуры и "искусств", особенности перевода смыслов внутри христианской культуры и порождение новых форм культурного взаимодействия в ходе такого "перевода", исследование деятельности отдельных персоналий (Григорий Палама, Феодор Газа, Максим Грек, Вл. Соловьев, С. Аверинцев и др.). Также были рассмотрены вопросы специфики символов в библейской живописи, границы библейской экзегетики при столкновении с общекультурными вопросами (например, статус текста или статус сновидения), особенности развития современной западной религиозной философии различных школ и возможности ее продуктивной рецепции в нашей стране. О. А. Седакова -- книги и статьи в ведущих рецензируемых изданиях. Основные проблемы и решения: христианство как часть народной культуры и взаимопроникновение народной и высокой христианской культуры, специфика интерпретации и эстетической рецепции христианской культуры (церковнославянские тексты, церковная музыка и иконопись), особенности развития францисканской духовности в Италии и в России, значение Данте для развития христианской символики и способов ее дешифровки и понимания, христианские традиции в русской поэзии.
Монография, серия статей
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Изучение христианской культуры: развитие символического языка |
Результаты этапа: Выпущено две монографии, посвящённые христианской символике в мировом искусстве Выпущено 6 статей в системе web of science о поэтике христианской культуры | ||
2 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Изучение христианской культуры: развитие символического языка |
Результаты этапа: По итогам выполнения этапа выпущены издание Метафизики Аристотеля (М.: Рипол-Классик, 2017), 380 с. Статья о Феофиле Коридаллевсе в журнале «Философия». Перевод и комментарий Чистилища Данте Алигьери в журнале «Знамя» Перевод и комментарий Чистилища Данте Алигьери в составе коллективной монографии (2017) Дополнительно решены следующие вопросы: Непрерывность интерпретации культурной памяти в христианской культуре Специфика переработки целостных философских систем в христианской культуре | ||
3 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Изучение христианской культуры: знаковые и смысловые параметры |
Результаты этапа: В 2018 году приоритетным стало исследование русской интеллектуальной традиции и ее вклада в символический язык христианской культуры. Были доказаны следующие тезисы 1) отечественный структурализм был близок мировой герменевтике и с самого начала вносил вклад в изучение символического языка христианской культуры, 2) перевод поэтических текстов, образцовых для христианской традиции, является герменевтическим актом и включает в себя реактуализацию символического потенциала христианской культуры, 3) антиномии христианской культуры требуют перевода на язык различных искусств, и символический язык христианской культуры реактуализуется при сопоставлении этих искусств, 4) символический язык может быть дан не только внутри семантических рядов, но и пластических образов или намеков, 5) современное изучение литературы в широком контексте теории культуры позволяет расширить понимание далеких связей между произведениями внутри целого культуры и уточнить при этом ценностные ряды христианской культуры. | ||
4 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Изучение христианской культуры: знаковые и смысловые параметры |
Результаты этапа: В 2019 году Отдел христианской культуры на заседаниях, семинарских совещаниях, в том числе дистанционно, разрабатывал методику аналитического чтения ключевых текстов христианской культуры. В центре внимания оказалась третья кантика, “Рай”, “Божественной Комедии” Данте Алигьери, в ходе работы был предложен новый научный перевод репрезентативной части этого одного из величайших произведений мировой литературы. В ходе исследования было доказано, в построении "Рая" соединяются два контрастных принципа: сложной иерархической упорядоченности, "геометризма" — и стихии, которая не соотносится с мерами и членениями. Соединение двух этих начал также существенно в богословской мысли Данте. Также было установлено, что система построений Данте связана не только с логическими подразделениями схоластики, на которые указывают комментаторы, но и с теми принципами библейского параллелизма и библейской аргументации, которые обычно комментаторами не учитываются и которые стали известны благодаря развитию современной библеистики. Такие достижения современной библеистики, как уточнение библейской метафизики света, теории имени, понятия “мученик-свидетель”, метафорики зрения в отношении к метафорике других чувств, позволяют лучше понять библейский слой поэтики Данте и увидеть те вещи, которые при объяснении частными схоластическими концепциями оказываются системой утверждений, но не способом поэтического вдохновения, актуального в том числе для современной поэзии. Также были показана специфика осмысления божественной премудрости (Софии) у Данте и в русской религиозно-философской мысли и ее научной рецепции в трудах С. С. Аверинцева, В. Н. Топорова и других. В частности, было доказано, что Аверинцев продолжает обычное в русской мысли противопоставление живописи и иконописи, но понимает его как жанровое, как противопоставление драмы трактату. Были вскрыты источники вдохновения Аверинцева, не ограниченные софиологией и идеалистической философией, такие как противопоставление Плутарха и софистов, эсхатологии и истории, а также мотивы поэзии Серебряного века и поэзии самого Аверинцева. Было доказано, что Аверинцев создал продуманный способ чтения сюжетов западноевропейской живописи и иконописи, толкуя иконопись как “софийное” соединение эстетики и этики, а живопись -- как катартический переход от драматургии к бытовому благочестию. Кроме концепта Софии-Премудрости исследовались и смежные концепты, связанные со спецификой медийного бытования текстов в христианской культуре. Основной упор был сделан на специфику медийного бытования их в раннехристианской культуре, в частности, фигуры пророка и свидетеля, отношение разных версий устного и письменного текста, проблематизация записи как акта, в сравнении с современной христианской культурой, переходящей от конфронтации с новыми медийными формами сообщений и их антиметафизического использования к сотрудничеству и раскрытию феноменов Откровения в современной медийной культурной среде. | ||
5 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Изучение христианской культуры: знаковые и смысловые параметры |
Результаты этапа: По итогам выполнения этапа опубликованы две монографии и многочисленные статьи, обзоры и рецензии в научных журналах, в том числе четыре исследовательских статьи в журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus. Одним из главных направлений работы в 2020 г. было изучение наследия Данте Алигьери как христианского мыслителя и богослова. Ст. науч. сотр. О.А. Седакова подвела итог своих многолетних исследований «Божественной комедии» и попыток ее нового перевода в книге «Перевести Данте» (Изд-во И. Лимбаха, 2020). Основная задача перевода, который отказывается от воспроизведения версификации Данте, — с одной стороны, приблизиться к оригиналу больше, чем это позволяет стихотворный перевод, с другой — дать почувствовать драматически построенное, острое построение дантовского ритма повествования и диалогов. В книге поставлен вопрос о необходимости обширного комментария к стихам, которого недостает в нашей традиции. Принципы такого комментария обсуждаются во вступительной статье. Следуя за великолепными итальянскими комментаторами «Комедии», мы не повторяем их. Три переведенные песни: Чистилище. Песнь первая; Чистилище. Песнь двадцать седьмая и Рай. Песнь четырнадцатая — сопровождаются, каждая, вступительной статьей и большим комментарием. Вступления и комментарии содержат в себе оригинальные наблюдения переводчика над «Комедией» и другими сочинениями Данте Алигьери. На Радио Arzamas в июле — сентябре 2020 г. был записан и опубликован аудиокурс из 14 лекций О.А. Седаковой «Данте и "Божественная комедия"». Курс включает в себя многие из ключевых тем Данте-поэта, Данте-мыслителя и Данте-богослова. Особое внимание обращено на богословские темы — эта область дантовского творчества меньше всего известна в России. Без богословского комментария и анализа чтение «Божественной комедии» сильно обедняется и искажается. Речь в курсе идет об оригинальности дантовской мысли и о ее связи с современными ему движениями в католицизме: со схоластикой, Фомой Аквинским, богословами школы Сен-Виктор, а также с ранними христианскими авторами. Новым исследованиям русской дантеаны посвящена пространная рецензия вед. науч. сотр. А.В. Маркова (в соавторстве) на страницах «Нового литературного обозрения». Другая многолетняя тема научных занятий сотрудников отдела — изучение специфики русской религиозно-философской мысли и ее научной рецепции в трудах С.С. Аверинцева, В.Н. Топорова и других. Первым в России опытом творческой биографии С.С. Аверинцев стала книга О.А. Седаковой, вышедшая в 2020 г. в издательстве Свято-Филаретовского православно-христианского института. Автор пытается определить и описать тот уникальный общий метод работы с текстами и смыслами, которым руководится С.С. Аверинцев в своих трудах, посвященных самым разнообразным авторам, эпохам, темам в обширной области того, что сам он называл «средиземноморской культурой». Собственно филология, общая герменевтика, антропология, культурно-типологические очерки — все это работает в поле его общей идеи «нового рационализма». В статье А.В. Маркова «Софийность иконописи в искусствоведении и теории культуры С.С. Аверинцева» (в «Сборнике трудов Якутской духовной семинарии», т. 8) показано, как работы Аверинцева продолжают обычное для русской мысли противопоставление живописи и иконописи, раскрывая его, однако, как противопоставление жанровое. Автор статьи доказывает, что Аверинцев создал оригинальный способ чтения сюжетов западноевропейской живописи и иконописи, толкуя иконопись как «софийное» соединение эстетики и этики, а живопись — как катартический переход от драматургии к бытовому благочестию. А.В. Марков исследовал также истолкование Аверинцевым неоплатонизма («Вестник МИТУ-МАСИ», 2020, № 2). В работе Аверинцева о Прокле как переходной фигуре между античностью и средневековьем автор обнаруживает параллели с неомарксистским прочтением Гегеля и Маркса в работах Альтюссера. В результате Аверинцев создал интерпретацию Прокла, близкую исследованиям софистического понимания свободы во французской теории. Серия статей А.В. Маркова посвящена поэтическому творчеству Аверинцева. Семиотическое медленное чтение, включающее парафразы и интерпретирующие комментарии, как метод изучения русской духовной культуры в работах В.Н. Топорова анализируется в статье А.В. Маркова в «Вестнике МГУКИ». По мнению автора статьи, метод Топорова имеет определенные ограничения, связанные с недооценкой социального распределения ролей в процессах инкультурации. Топоров сводит публичную сцену к действию профессиональных интенций. Дополнение метода Топорова исследованием перформативного социального поведения сделает его продуктивным методом современной культурологии, полагает А.В. Марков. Судьбы христианской традиции в секуляризованном «постхристианском» обществе XX века становятся темой размышлений О.А. Седаковой в предисловии к сборнику ее избранных переводов из Р.М. Рильке, П. Клоделя, Т.С. Элиота и П.Целана («Четыре поэта», изд-во Я. Хладика, 2020). Во «времена великой апостасии» (П.Клодель), когда конфессиональная позиция автора (католическая у П. Клоделя, англиканская у Т.С. Элиота) делает его если не маргиналом, то в своем роде участником сопротивления художественному мейнстриму эпохи, возникает христианское искусство, новое не только своими формами и темами, но и своим пафосом христианского художника. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".